Концепция и программа реализации образовательного проекта "Инновационной адаптивной школы"


НазадСовершенствование содержания и технологий образования

          Идея "Здоровой школы" нашла отражение в учебном плане школы.  Анализируя деятельность школы за  истекший период, следует отметить обновление содержания образования. Это положительный опыт реализации здоровьесберегающих курсов Полезные привычки, в начальном звене (учитель Дуленко Н.М.), в среднем звене Полезные навыки, Навыки жизни (учителя Беляева Л.И., Иванча В.Ю.). Через данные курсы, а также валеологический компонент предметов биология, физическая культура, окружающий мир - развиваются знания, умения и  навыки здорового образа жизни учащихся. Данные опроса детей свидетельствует о том, что 83 % из них считают, что спецкурсы здоровьесберегающей направленности необходимы школьникам

В учебном плане школы увеличивается удельный вес предметов, которые способствуют  социальной адаптации обучающихся:   обществознание, право, экономика, информатика, иностранный язык. В связи с переходом на БУП 2004 года (1-3х, 5-7-х, 9-х, 10-11х классов 74% обучающихся в этом учебном году) введено изучение иностранного языка со 2-го класса, информатики с 3-го класса; в среднем звене краеведения, истории Дона, обществознания (с 6-го класса), ОБЖ; в старших классах увеличивается число часов на изучение  регионально значимых курсов:  русский язык, химия, физика, знание которых необходимо в связи с ситуацией на рынке труда нашей области (приложение №4).

На современном этапе педагогический коллектив использует компетентностный подход и  решает задачу не столько  вооружения обучающихся знаниями, сколько  умения применять их для решения практических проблем, видеть возможность применения знаний в жизни, в различных сферах профессиональной деятельности, что способствует успешной социализации. Мы проводим ежегодные опросы выпускников, позволяющие выявить их ценностные жизненные ориентиры и приоритеты. Ранжирование результатов этих опросов выявило следующую последовательность приоритетов: 1)прочная семья, 2)качественное образование, 3)успешная карьера, 4)материальное благополучие, 5) служение родной стране, 6)сохранение мира. Отслеживая судьбы своих выпускников, мы наблюдаем, что абсолютное большинство из них оказываются успешными в дальнейшем образовании, карьере, создании семьи и воспитании своих детей.  В адрес школы приходят благодарности из ВУЗов и ССУЗов в связи с успехами наших выпускников в учебе, общественной работе и их творческими достижениями. На протяжении последних  пяти лет все медалисты нашей школы окончили высшие учебные заведения с красными дипломами.

          Положительная динамика показателей качества  образовательного процесса свидетельствует об эффективном использовании современных образовательных технологий. Мы отдаем предпочтение модернизированным учебным программам, позволяющим использовать продуктивные технологии развивающего обучения, формам и методам интерактивного обучения. Внимание переносится с преподавания на учение, с заучивания  фактов на овладение способами познания, приобретение навыков и изменение отношений. Реализуемые технологии позволяют формировать надпредметные компетенции: исследовательские, коммуникативные, мыслительные, ценностно-смысловые, общекультурные, т.е.  совокупность знаний, умений и способов действий,  позволяющих выпускнику школы адаптироваться в быстро меняющемся мире.

Используемые технологии реализуются с помощью компьютерных технологий и сети Интернет. Среди технологий, наиболее освоенных учителями школы, следует отметить технологию проблемного обучения, моделирующего обучения, метод проектов, поисково-исследовательские и информационно-коммуникационные технологии (приложение №5).

На 1 ступени обучения наиболее педагогами нашей школы востребованы и успешно используются методы развивающего обучения. Система начального образования обеспечивает высокое общее развитие личности. Только общее развитие личности создает фундамент гармонического развития личности обучающегося.

Подавляющее большинство учителей 2-3 ступени успешно используют технологию проблемного обучения. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Данная технология используется на уроках предметов естественно-математического цикла, общественных дисциплин

Широко используется технология моделирующего обучения. В отличие от традиционного обучения, где дидактические игры выполняют вспомогательную роль, в развивающем обучении учебная игра моделирует процесс исследования реальной или имитационной проблемной ситуации, самостоятельного принятия решения в соответствии с правилами игры и моделью социального взаимодействия, оценочную деятельность при анализе принятых решений и достигнутых результатов  Деловые игры используются для решения  комплексных задач усвоения и закрепления нового материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений и навыков и ключевых компетенций. Наиболее часто используются педагогами нашей школы в учебном процессе такие виды игр как: игрыситуации, сюжетные игры, игры-драматизации, игры-имитации реальной деятельности, состязательные игры, коммуникативные игры (диалоги, дискуссии), игры-процессы (моделирующие проявление способностей, личностных качеств в несюжетных играх).

Информационно-коммуникативные технологии используются на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Внедрение информационных технологий позволило:

Мы считаем, что о результативности применения современных образовательных технологий свидетельствуют данные независимых форм промежуточной и итоговой аттестаций обучающихся, результаты олимпиад, приведенные выше, а также оценки наших коллег. Так, с целью изучения результативности применения современных образовательных технологий, ежегодно проводятся единые методические дни с участием учителей из других ОУ, представителей общественности. В октябре 2006 года был проведен единый методический день для учителей начальных классов школы и района по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий, которым мы уделяем  большое внимание. В монографии Л.Г. Татарниковой Педагогическая технология. Генезис. Тенденции развития,  принципы здоровьезберегающих технологий  сформулированы следующим образом: т.к. понятие здоровье включает следующие составляющие -  правильная, нормальная деятельность организма, его умственное, физическое, психическое, эмоциональное, нравственное благополучие, поэтому к здоровьезберегающим следует относить технологии, которые учитывают возрастные физические и психические особенности обучающихся.  Здоровьезберегающие технологии  построены на деятельностной основе, активности ребёнка в процессе обучения, индивидуализации и дифференциации обучения, они дают возможность для самостоятельности и самореализации личности обучающегося.  Поэтому на занятиях с детьми мы исходим из принципов добрых взаимоотношений, участия, прозрачности, самостоятельности, что позволяет снимать нервно-психологические перегрузки, восстанавливать положительно-энергетический тонус учащихся. Уроки и мастер-класс по этой проблеме получили высокую оценку РМК начальных классов.

О результативности работы по освоению и внедрению современных педтехнологий свидетельствует и то, что учителя школы, принимая участия  в фестивалях  инновационных методических идей, районном конкурсе учитель года, самый классный классный, занимают призовые места, становятся лауреатами  (2005 г. - Жужукина И.А., Долгушина И.Г., 2006 г. - Лимаренко Е.Н., Калиниченко 2007 г. - И.Н., Копылова О.В., Щербак М.В., Джунько Н.П.). Методическая служба школы трижды являлась победителем в районном рейтинге методических служб

 

Используются технологии uCoz