Концепция и программа реализации образовательного проекта "Инновационной адаптивной школы"
Расширение социального партнерства и использование принципов гражданского общества в управлении.
Проект "Здоровая школа" позволил объединить усилия различных организаций, заинтересованных в проблемах сохранения и укрепления здоровья детей. Школа строит свою работу в тесном взаимодействии с окружающим ее социумом (приложение).
Управления Здоровой школой строилось на следующих принципах:
1) оптимального соотношения централизации и децентрализации в управлении;
2) единства единоначалия и коллегиальности в управлении;
3) взаимодействия государственной и общественной системы управления.
4) рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности в управлении;
Школа стала культурно-образовательным центром не только для учащихся, но и для родителей и населения ближайшего микрорайона. В реализации ее программы активно участвуют все заинтересованные стороны: медики, экологи, психологи, валеологи, социальные педагоги, службы социальной помощи, учреждения культуры (библиотека им. Пушкина, районный исторический музей), органы муниципального управления, районный центр дополнительного образования детей, средства массовой информации, педагогический и ученический коллектив, родительская общественность, ассоциация бывших выпускников школы. На базе школы и при ее активном участии проводятся многочисленные мероприятия: ежегодные встречи Администрации города и наших воспитанников с освободителями г. Аксая, литературные праздники, народные гуляния на масленицу, районные краеведческие конференции, чествования ветеранов, ансамбль Аксайские казачата выступает с концертами на избирательных участках микрорайона во время выборных кампаний.
В системе управления школой можно выделить четыре уровня:
1) Общественный. Формами общественного уровня управления являются: Совет школы, Попечительский совет, Родительский комитет, Педагогический совет, Общее собрание коллектива, Собрание представителей коллектива школы (механизм распределения и реализации их управленческих полномочий закреплен в Уставе школы и локальных актах). Общее руководство Школой как общеобразовательным учреждением осуществляет Совет школы, избираемый на два года и состоящий из представителей обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников. К компетенции Совета школы относятся: согласование Устава школы, изменений и дополнений к нему; созыв Собрания представителей коллектива школы для принятия Устава, изменений и дополнений к нему; разработка регламента Общего собрания коллектива школы; утверждение компонента школы государственного образовательного стандарта общего образования (по представлению директора школы после обсуждения на Педагогическом совете); утверждение плана развития школы; принятие решения об исключении обучающегося из школы; образование экзаменационной комиссии в случае несогласия обучающегося, его родителей (законных представителей) с годовой оценкой; принятие локальных актов; заслушивание и обсуждение ежегодного отчета директора школы; принятие управленческих решений в рамках компетенций Совета.
Целью Совета стало: создание условий для активного взаимодействия родителей, педагогов, учащихся.
Его деятельность была направлена на решение задач:
1. Координации работы всех участников образовательного процесса;
2. Содействие администрации школы в: совершенствовании условий для выполнения Программы развития школы; защите законных прав и интересов учащихся; укреплении связей между семьей, школой; установлении единства воспитательного влияния на детей педагогического коллектива, семьи, общественности; привлечении родителей, общественности к активному участию в жизни школы.
Главными направлениями работы Совета школы стали:
1. Создание информационного пространства, в котором родители, педагоги, учащиеся могут ознакомиться с проблемами школы, находить пути их совместного решения.
2. Организация совместной работы с родительскими комитетами классов, учителями, учащимися (профориентационной, культурно-массовой и спортивно-оздоровительной).
3. Пропаганда лучшего опыта семейного воспитания.
4. Укрепление материальной базы школы.
Это дало положительный результат, который проявился в:
тесном взаимодействии между родителями классов, Советом школы, педагогами и учащимися как партнерами;
повышении мотивацию учащихся к учению, общественной жизни школы, города;
успешной реализации программы развития Здоровая школа
Совет школы активно взаимодействовал с ее партнерами, которыми являются: медицинские учреждения, экологические службы, органы муниципального управления, служба социальной помощи семье, служба социального страхования, культурно-образовательные учреждения микрорайона школы, оздоровительные учреждениями, служба занятости, отделение Российского Детского фонда.
2) Административный (директор, заместитель директора по развитию образовательного учреждения, который возглавляет инновационную работу педагогического коллектива, осуществляет анализ, планирование, организацию, контроль, регулирование инновационной деятельности педагогов, специалистов валеологической и медико-педагогической служб, заместитель директора по мониторингу качества образовательного процесса, заместитель директора по воспитательной работе и социальной защите, заместитель директора по АХЧ). Администрация школы создает условия, необходимые для успешного обучения работников в высших профессиональных образовательных учреждениях, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации;
3) Профессионально-педагогический. На профессионально-педагогическом уровне педагоги школы участвуют в управлении школой, имеют право на защиту профессиональной чести и достоинства, свободно выбирают и используют методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с образовательной программой, утвержденной школой, методы оценивания знаний обучающихся.
Для продуктивного решения задач, стоящих перед коллективом, педагоги объединяются в методические объединения и творческие группы, занимающиеся проблемами освоения современных педагогических технологий, входят в состав валеологической служба, организуют валеологическое образование учащихся через уроки здоровья и модули по различным учебным предметам, систему дополнительного образования.
Большую роль в системе управления играет методическое объединение классных руководителей, которое состоит из двух секций: начальных классов, подростковой возрастной группы и старшеклассников. Методическое объединение призвано вносить предложения в планирование воспитательной работы, обобщать опыт лучших классных руководителей, оказывать помощь в работе детского объединения "Планета детства", изучать и внедрять современные воспитательные технологии, пропагандировать здоровый образ жизни.
4) Ученический уровень - детское ученическое самоуправление. Высшим органом детского ученического самоуправления является общее собрание всех членов детского коллектива, которое проводится два раза в год. Собрание принимает и вносит изменения в Положение о детской организации "Планета детства", вносит предложения в план работы школы на новый учебный год, заслушивает отчеты о работе детского объединения. В период между собраниями действует Совет председателей детского объединения, который собирается один раз в месяц. В состав Совета входят председатели классов, В функции Совета председателей входит:
- избрание президента детского объединения
- планирование деятельности детского объединения
- пропаганда деятельности детского объединения через средства школьного радио и печати, районную детскую газету "Диалог" и газету "Победа"
- решение вопросов о поощрениях и награждениях членов детского объединения
- подведение итогов деятельности детского объединения по всем направлениям его работы
Вопросы, регламентирующие деятельность органов детского самоуправления входят в компетенцию Ученического Совета. Совет Справедливых решает спорные вопросы, это своего рода детская судебная власть.
Детское объединение "Планета детства" основано на деятельности разновозрастных групп творческих клубов, образованных в соответствии с интересами и потребностями детей и для организации коллективных творческих дел. Клубы Поиск, "Я - гражданин", Подснежник, работают в тесной связи друг с другом и другими творческими детскими коллективами. Члены одного клуба могут одновременно участвовать в работе другого или переходить из одного клуба в другой.
Ежегодная традиционная оценка деятельности школы выпускниками показала, что в целом выпускники оценивают деятельность школы на "хорошо". Направления деятельности школы оценили так:
гуманитарное 4 балла, естественно-научное 3,9 балла, математическое 4,5 балла, эстетическое 4,0 балла,
спортивно-оздоровительное 4,5 балл
Что изменилось в школе после вступления ее в проект "Здоровая школа"? По данным опроса учителей: улучшилась атмосфера в коллективе, учителя получили знания о сохранении и укреплении здоровья, внедряют здоровьесберегающие технологии, овладевают валеологическими приемами, улучшились условия работы.
Какие изменения принес мне проект? Учащиеся ответили:
- я стал больше уделять внимания своему здоровью (85%)
- я стал заниматься спортом (78%)
- стал больше интересоваться вопросами сохранения здоровья (90%)
- условия пребывания улучшаются (100%)
- учителя стали доброжелательнее к учащимся, стараются их заинтересовать, больше проводят мероприятий (95%)
- в школе ведется большая работа по формированию здорового образа жизни (97%)
Результаты опросов родителей с целью изучения уровня удовлетворенности школьной жизнью свидетельствует о том, что подавляющее большинство (93%) проявляют высокую степень удовлетворенности условиями пребывания в школе, 89% - организацией образовательного процесса, 78% - организацией детского питания, 87% - улучшением учебно-материальной базы. Сотрудничество с родительской общественностью через собрания, совместные мероприятия, изучение мнения по различным вопросам образовательного процесса позволяет педагогическому коллективу своевременно сверять цели и задачи, реализуемые школой с социальным заказом конкретных потребителей образовательных услуг. Ежегодно школа представляет отчеты о своей деятельности своему учредителю УОААР, Совету школы, на общешкольных родительских собраниях, публикует в своем сайте в Интернете. Информирует о своей деятельности выпускников во время проведения дней открытых дверей. Активно используются возможности районных газет Победа и Диалог, детской газеты Сорока Ростовского отделения Российского Детского Фонда, местного телеканала для освещения деятельности школы по отдельным направлениям и в целом не только глазами администрации, но и детей и их родителей (приложение №12).
Школа является ассоциированным членом общероссийского движения Российского союза за здоровое развитие детей. (http://www.obrzdrav.ru) с 2005 года (со дня основания союза), что позволяет обмениваться опытом работы с образовательными учреждениями, обеспокоенными состоянием здоровья современных школьников, получать научно-методическую литературу.
За активное участие школы в социально-значимом проекте директор школы Гомонишина Л.Т. была награждена памятной медалью Элита образования, а заместители директора Полева Л.Г., Николаева Т.А., Жданова О.Е дипломами Элита образования Академии общественного признания. Эти награды были учреждены администрацией города. В июне 2004 года педагогический коллектив школы был награжден Почетной грамотой Главы Аксайского района за достигнутые успехи в обучении подрастающего поколения в 2003-2004 учебном году. В марте 2006 года Благодарность была вручена директору школы Гомонишиной Л.Т. за личный вклад в воспитание подрастающего поколения Председателем комитета по информационной и молодежной политике Законодательного Собрания Ростовской области. Ежегодно большая группа учителей школы и родителей награждаются благодарственными письмами Главы Аксайского района В.И. Борзенко за успехи в олимпиадном движении