Концепция и программа реализации образовательного проекта "Инновационной адаптивной школы"
Общий аналитический обзор инновационной деятельности.
Одной из особенностей контингента обучающихся школы является их многонациональный состав. Это связано с миграционными процессами в регионе в целом и в микрорайоне школы в особенности (частный сектор с ветхим дешевым жильем, близость оптовых рынков и др. факторы). Среди обучающихся в школе 18% являются представителями армянской, азербайджанской, грузинской и других национальностей и этнических групп, многие из которых до поступления в школу не владели русским языком. Другая особенность Ц значительная группа детей (16%) интеллектуально, художественно и музыкально одаренных.. Третья Ц довольно значительное количество детей с отклонениями в интеллектуальном развитии (12%). Четвертая Ц 2,5% детей-инвалидов, находящихся на домашнем обучении.
При реализации образовательной программы педагогический коллектив согласует результаты обучения и воспитания с обновленными целями, заложенными в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы: обеспечить условия для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании. Для реализации этих целей необходимо решение в рамках ФЦПР следующих стратегических задач:
╖ Совершенствование содержания и технологий образования
Это прослеживается и в учебной деятельности и в системе дополнительного образования. В нашем образовательном учреждении широко используются новые формы и механизмы оценки и контроля качества образования: в первых классах - безотметочная система обучения, проведение независимой промежуточной аттестации, итоговая аттестация в форме централизованного тестирования и новых форм независимой итоговой аттестации в 9-х классах, шестилетний опыт участия в ЕГЭ.
В школе служба педмониторинга регулярно отслеживает динамику обученности, изучает болевые точки в образовательном процессе и направляет деятельность педагогов на их разрешение.
Все выпускники 9,11 классов за последние три года получили аттестаты, соответствующие их образованию. Показатели обученности по школе в целом имеют положительную динамику:
2004/05 уч. год обученность Ц 98,6% качество обученности Ц 29,2%
2005/06 уч. год обученность Ц 99,4% качество обученности Ц 33,0%
2006/07 уч. год обученность Ц 99,7% качество обученности Ц 29,1%
Результаты ЕГЭ по русскому языку (средний балл) выглядят следующим образом:
2004/05 уч. год 49,1
2005/06 уч. год 43,6
2006/07 уч. год 49.1
Результаты ЕГЭ по математике (средний балл):
2004/04 уч. год 44,3
2005/06 уч. год 37,0
2006/07 уч. год 53.9
Снижение среднего балла по ЕГЭ в 2005/06 уч. году связано с тем, что выпускникам была предоставлена возможность выбора формы итоговой аттестации и более 50% обучающихся, имеющих хорошие оценки отдали предпочтение традиционной форме.
Из 80 выпускников основной школы в 2005/06 уч. году 59 человек прошли итоговую аттестацию в форме централизованного тестирования по обществознанию. Из них получили: л4-5╗ - 48 человек (81,4%) при 100% справившихся с тестами. Учащиеся 9 лГ╗ класса (17 человек) участвовали в новой форме независимой итоговой аттестации по математике Ц из них на л4-5╗ - 53%, при отсутствии неудовлетворительных отметок.
В 2006/07 уч.году учащиеся 9лВ╗ (25 человек) участвовали в новой форме независимой итоговой аттестации по математике и русскому языку, получив следующие результаты:
по математике:
обученность Ц 96% качество обученности Ц 84%, ср. балл Ц 4,3
по русскому языку:
обученность Ц 100% качество обученности Ц 84%, ср. балл Ц 3,8
За последние три года 12 выпускников школы награждены золотыми и серебряными медалями лЗа особые успехи в учении╗. Все медалисты участвовали в независимой форме аттестации и подтвердили свои отметки на единых государственных экзаменах.
Большое внимание уделяется работе с одаренными детьми. В школе имеется целевая комплексная программа лОдаренный ребенок╗, программы для одаренных детей по различным предметам. Для успешной работы с одаренными детьми создается и постоянно пополняется банк заданий олимпиад различного уровня по всем образовательным областям. Для этого используются ресурсы Интернета, программно-методические материалы по работе с одаренными детьми. На основе этих материалов ведется работа по обновлению содержания образования с детьми данной категории. Подавляющее большинство учителей 2-3 ступени, работающие с одаренными детьми, успешно используют современные образовательные технологии.
Задатки и способности детей могут тихо дремать до поры до времени, могут не раскрыться вовсе, если не будут созданы условия для выявления и раскрытия одаренности ребенка. Для работы с такими детьми мы выделяем дополнительно часы за счет компенсационного фонда оплаты труда и строим индивидуальные траектории развития, позволяющие учитывать особенности каждого ребенка. Педагогами используются разнообразные формы работы: консультирование или дискуссия по возникшей проблеме, работа в научном кружке, интеллектуальные марафоны, конкурсы, викторины, научно-практические конференции, публичная защита проектов, мозговые штурмы, творческие отчеты, олимпиады, занятия в областной очно-заочной школе для одаренных детей и др. Опыт работы с одаренными детьми учителя словесности Джунько Н.П. был опубликован в брошюре, изданной районным методическим кабинетом УО ААР в 2007 году, а опыт школы Ц в районной газете лПобеда╗.
Это благоприятно сказывается на результативности работы с одаренными детьми за три последних года. За этот период 55 обучающихся школы стали победителями районных предметных олимпиад, 3 Ц областных. Ученица 11 класса Зиновьева Елена заняла 3 место в областной олимпиаде по технологии в 2006 году, ученик 7 класса Волчек Игорь и ученица 9 класса Киричко Инна Ц 3 место в областной олимпиаде по изобразительному искусству в 2007 году в номинации живопись.
О положительной динамике этой работы свидетельствует рост количества победителей олимпиад по годам (приложение №1).
Не было ни одного случая отчисления учащихся до получения основного общего образования из списков школы с нарушением существующих правовых норм не только за последние пять лет.
Значительно расширился спектр профессионального выбора выпускников школы. Это свидетельствует не только о сознательном подходе в выборе жизненного пути, но и об улучшении качества полученного в школе образования по предметам социально-гуманитарного и физико-математического профилей, которые осуществлялись в рамках лстарого базисного плана╗. Переход на новый БУП 2004 года, который предоставляет возможность профильного образования на III ступени обучения, школа начала с 2005/06 уч. года. Мнение старшеклассников является определяющим при выборе профиля. В 2007 был первый выпуск детей, обучающихся по программам социально-зкономического профиля. Результаты ЕГЭ по обществознанию в этом классе (а его сдавали все выпускники) показали превышение районных и областных (средний балл) показателей:
- в классе - 52,7; в районе Ц 51,5; в области - 48,5.
Профессиональный выбор выпускников наглядно продемонстрировал его соответствие содержательным направлениям инновационной образовательной программы, направленной на профилизацию III ступени обучения (приложение №2). В этом году будет второй выпуск по программам социально-зкономического профиля, а в следующем Ц по информационно-технологическому.
Обучающиеся школы активно участвуют в творческих организациях, фестивалях и конкурсах на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. В апреле 2006 года в районной научно-практической конференции приняли участие 16 воспитанников школы, было представлено 5 социально значимых коллективных проектов, имеющих межпредметный характер, а в 2007 - 20 (оба раза самое большое количество в районе). Проект учащейся 11 ла╗ класса - сайт лНаша школа╗ (руководитель Базаева Л,Б.), занял первое место. Команда обучающихся школы заняла 2 место в районном конкурсе юных математиков в 2005 году. В течение четырех лет наши ученики успешно справляются с заданиями международного математического конкурса-игры лКенгуру╗. Наша ученица Мельникова Юлия стала победителем игры лКенгуру╗ в нашем регионе в 2005-2006 учебном году.
В январе 2007 года команда знатоков школы вышла в финал районного тура интеллектуальной игры лЧто? Где? Когда?╗, а затем стала призером региональной игры (3-е место в области).
В ноябре 2007 года фольклорный ансамбль лАксайские казачата╗ стали лауреатами V Российского фестиваля молодежных и семейных детских творческих коллективов лСполох╗, проходившего в Москве.
Юные художники нашей школы принимали участие в районном конкурсе лМой район Ц мой Отчий дом╗, посвящённый 80-летию образования Аксайского района в номинации лХудожественное творчество╗ и 5 учащихся получили дипломы. В конкурсе, посвящённом 60-летию Великой Победы, в номинации лХудожественное творчество╗ получили дипломы и ценные подарки 10 наших питомцев.
Воспитанники студии лРадуга╗ имеют благодарственные письма за участие в социально значимых проектах муниципального уровня по благоустройству и художественному оформлению родного города от Главы Аксайского района Борзенко В.И. Неоднократно грамотами, благодарственными письмами и ценными подарками за реализацию социально значимых проектов на муниципальном уровне отмечалась деятельность директора школы Гомонишиной Л.Т.. заместителя директора по воспитательной работе Ждановой О.Е. и наших педагогов Подрезовой В.П., Филиной Г.М. Творческие коллективы наших воспитанников активно участвуют в организации выставок, художественном оформлении остановок городского транспорта, реставрации мемориального комплекса, благоустройстве города, организации городских праздников: новогодних представлений, дня защиты детей, городского выпускного бала, дня освобождения Аксая, ярмарок и др.
Высоко была отмечена социальная значимость проектов учеников нашей школы на региональном уровне. В областном конкурсе детского творчества лМоя школа вчера, сегодня, завтра╗ в числе 18 лучших работ, выставленных в выставочном павильоне "Росвертол" "Образование, карьера, бизнес", были отмечены грамотами 6 рисунков учащихся нашей школы. Юный художник школы Волчек Игорь Ц стипендиат Главы района - получил диплом третьей степени. Работы детей были опубликованы в настенном календаре, выпущенном под эгидой Всемирного банка реконструкции и развития, Правительства Российской Федерации и Проекта поддержки социальной инфраструктуры Ростовской области.
Благодаря творчеству моих воспитанников наш город Аксай знают во многих регионах нашей страны и за рубежом. (Москва, Новосибирск, Санкт-Петербург, Сочи-Адлер, Острогожск, Донецк (Украина), Антиба (Франция).
Так за последние три года отмечены грамотами, дипломами лауреатов, Гран-При и золотой медалью социально значимые проектные работы детей нашей школы на федеральном и международном уровнях.(приложение №3).