ПРОЕКТ «Модель коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения адаптивного типа»
Министерство образования и науки РФ
Управление образования
Администрации Аксайского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 (МОУ СОШ №1)
г. Аксай, Аксайского района, Ростовской области
ул. Гулаева, 129
ОГРН 1026100662895
ИНН6102013049
'(86350)4*23*23; 5*49*22; 5*35*85
ПРОЕКТ
«Модель коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения адаптивного типа»
Концепция проекта
Обоснование экспериментальной деятельности.
Одной из основных идей, лежащих в основе модернизации отечественной системы образования, является идея гуманизации. Гуманизация образования предполагает его ориентацию на личность учащегося, на её развитие и самоутверждение, обеспечение социальной устойчивости и адаптации к условиям окружающей жизни (А.М.Новиков). Свойства личности в этом случае не задаются, но создаются условия для развития изначально имеющихся у ребёнка качеств.
Таким образом, на первый план выдвигается самоценность личности подрастающего человека, независимо от особенностей его развития и уровня здоровья. Именно идеи гуманизации привели к появлению в Законе об образовании положения о праве ребёнка и его родителей самостоятельно определять форму получения образования и образовательное учреждение. Они же легли в основу появления в России нового типа образовательных учреждений – школ адаптивного типа. Один из авторов модели школы адаптивного типа – Е.Я. Ямбург утверждал, что в образовательном учреждении должны быть созданы условия для успешного обучения любого ребёнка в соответствии с его способностями, познавательными возможностями, интересами. И одарённые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и дети с нормативным развитием - все должны иметь возможность получить образование соответствующего уровня. Решение этой непростой задачи связано, в частности, с созданием в общеобразовательном учреждении особой образовательной среды, которая соответствовала бы различным образовательным потребностям детей. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья можно говорить о необходимости создания в школе единой коррекционно-развивающей среды.
Понятие среда – определяется как совокупность условий и средств целесообразной жизнедеятельности системы, в данном случае – учащегося с ограниченными возможностями здоровья (Философский словарь). При этом целесообразность жизнедеятельности будет определяться соответствием создаваемых условий и средств особенностям развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их особым образовательным потребностям. А потребности эти связаны с необходимостью коррекции и развития нарушенных или недоразвитых функций организма, с необходимостью социализации учащихся с ограниченными возможностями в ходе обучения, с необходимостью не только сохранения и укрепления здоровья таких детей, но и профилактики осложнений и ухудшения имеющихся нарушений здоровья и развития. И это далеко не все необходимые условия, обеспечивающие целесообразность жизнедеятельности, то есть, говоря о школе адаптивного типа – условия и средства, адекватные особым образовательным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья. Иначе идея гуманизации образования, лежащая в основе школ адаптивного типа, не сможет быть реализована. При отсутствии необходимых педагогических условий, важнейшим из которых является наличие в школе коррекционно-развивающей среды, обучения детей с ограниченными возможностями будет приносить не пользу, а во вред как детям с ограниченными возможностями здоровья, так и остальным учащимся таких школ. Образовательная среда, не обеспеченная необходимыми условиями, не будет способствовать коррекции и компенсации имеющихся нарушений развития, но наоборот, будет тормозить этот процесс, а иногда приводить к появлению серьёзных отклонений в эмоционально-личностной сфере, как реакции на постоянный неуспех в учебной деятельности и трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
Актуальность проблемы обусловлена рядом причин. Во-первых, постоянным ростом числа детей с ограниченными возможностями, обучающихся в массовых школах Ростовской области. По статистическим данным, в общеобразовательных школах Ростовской области обучается более 50% умственно отсталых детей. Процент детей с задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, ещё больше. Введение подушевого финансирования образования в Ростовской области может привести к значительному увеличению по сравнению с настоящим временем, количества детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных школах.
Второй причиной, обуславливающей актуальность проблемы, является низкая компетентность педагогов в вопросах специальной педагогики. В частности, в вопросах создания в общеобразовательной школе коррекционно-развивающей среды, как необходимого условия эффективности обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Наконец, третьей причиной является недостаточная методическая разработанность вопроса организации коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения. В специальной литературе практически отсутствуют исследования, выделяющие особенности построения развивающей среды для детей с нарушением интеллектуального развития в условиях общеобразовательного учреждения, компоненты коррекционно-развивающей среды, принципы её организации, критерии эффективности, рекомендации по использованию в образовательном процессе. Как результат – в большинстве общеобразовательных учреждений коррекционно-развивающая среда ограничивается всего несколькими развивающими играми и заданиями, которые не позволяют эффективно решать задачи коррекции, компенсации и развития детей с ограниченными возможностями.
Выделенное противоречие между увеличением количества детей с нарушением интеллектуального развития, обучающихся в общеобразовательных школах и недостаточной методической разработанностью вопросов организации коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения, обусловило выбор педагогическим коллективом нашей школы темы инновационной деятельности «Модель коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения адаптивного типа»
Выбор именно этой темы был связан также с имеющимся в нашем общеобразовательном учреждении 18-летним опытом обучения детей с нарушением интеллектуального развития.
Накопленный в этом направлении в школе опыт позволил к настоящему времени выстроить многоступенчатую систему диагностики и выявления детей, нуждающихся в особых педагогических условиях обучения, сформировать систему мониторинга развития учащихся специальных коррекционных классов и усвоения ими учебных программ. Результаты мониторинга свидетельствуют о положительной динамике развития учащихся классов выравнивания и эффективности проводимой с ними коррекционной работы. Дети данных классов успешно осваивают учебные программы. Это позволяет значительной части учащихся после окончания начальной ступени обучения продолжать обучение в общеобразовательных классах.
В настоящее время в школе функционируют 4 класса (2 «в», 3 «в», 4 «г», 7 «г»), работающих по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида (для детей с задержкой психического развития) и 1 класс (1 «г» класс) для детей с умственной отсталостью, обучающихся по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Особый ребенок». 10 учащихся обучаются интегрировано по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида в условиях класса возрастной нормы (в 1, 3, 5, 6, 9 классах), 16 учащихся по состоянию здоровья обучаются на дому, из них 3 ученика по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 11 по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида.
Таким образом, в школе реализуются не только разноуровневые образовательные программы для детей с разным уровнем познавательных возможностей, но и разные организационные формы обучения детей с нарушением интеллектуального развития. Деятельность специальных коррекционных классов, реализация программ индивидуального обучения на дому, интегрированного обучения регламентируется нормативными документами (локальными актами): Положением о специальном коррекционном классе, Положением о школьном ПМПк, Положением о формах получения образования, планом работы школы, Программой развития школы.
Результаты инновационной деятельности по созданию в школе коррекционно-развивающей среды, позволяющей включать в образовательный процесс детей с разным уровнем познавательных возможностей, неоднократно представлялись на районных конференциях, методобъединениях учителей и руководящих работников, получил одобрение специалистов управления образованием Бельгии, познакомившихся с нашим опытом в октябре 2007 г.
Цель проекта – разработать типовая модель коррекционно-развивающей среды общеобразовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями;
Достижение этой цели предполагает решение целого ряда задач:
- выделить основные компоненты коррекционно-развивающей среды и дать характеристику каждого из них;
- определить принципы организации коррекционно-развивающей среды в едином образовательном пространстве школы;
- выделить критерии оценки эффективности коррекционно-развивающей среды в решении образовательных, коррекционных и адаптационных задач и апробировать на практике её эффективность;
- разработать методические рекомендации - по организации коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения; - по дифференциации и индивидуализации образовательного процесса; - по организации личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с учащимися с нарушением интеллектуального развития;
- разработать алгоритм моделирования коррекционно-развивающей среды в общеобразовательном учреждении и условия реализации модели;
- разработать пакет нормативной документации по организации обучения детей с нарушением интеллектуального развития в условиях общеобразовательного учреждения.
Практическая значимость данного проекта заключается в том, что внедрение его результатов в практику образования региона позволит создать в образовательных учреждениях, реализующих программы общего и специального образования, адаптивную образовательную среду, соответствующую особым образовательным потребностям учащихся и позволяющую учителям эффективно решать коррекционно-развивающие задачи. Реализация проекта обеспечит условия для реальной дифференциации образовательного процесса, обеспечит возможность одновременной активной работы на уроке детей с разным уровнем познавательных возможностей. Кроме того, данный проект ориентирован на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями в условиях единой образовательной, коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения, создающей условия для успешности адаптации. Включение данной категории учащихся в единый учебный коллектив школы на равноправной основе позволит изменить взгляды общества на их возможности, подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями. Одним из наиболее важных результатов реализации проекта является помощь семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья - обучение такого ребёнка по месту жительства, сохранение внутрисемейных связей, включение родителей в решение развивающих и коррекционных задач.
Научное основание экспериментальной деятельности по
данному направлению составляют исследования
ИКП РАО в области
научно-методического обеспечения
образовательной интеграции детей-инвалидов и детей с отклонениями в
развитии в массовое образование
(Л.Б. Баряева, Н.М. Назарова, Т.В. Пелымская, Е.А. Стребелева, С.Л.
Хорош, Н.Д. Шматко, С.Г. Шевченко, Л.М. Шипицина и др.); разработанная
на основе этих исследований отечественная концепция интегрированного
обучения, основывающаяся на принципах: – интеграции через раннюю
коррекцию; – интеграции через обязательную коррекционную помощь каждому
интегрированному ребёнку; – интеграции через обоснованный отбор детей
для интегрированного обучения; исследования в области технологий
интегрированного обучения (И.М. Гилевич, Е.А. Забара, Л.И. Солнцева,
Л.И. Тигранова, Н.Д. Шматко и др.); работы, посвящённые технологии
психолого-педагогического и медико-социального сопровождения
индивидуального развития ребёнка (Е.И. Казакова, В.А. Иванников, Л.М.
Шипицина). Экспериментальная деятельность основывалась также на
результатах исследования особенностей познавательной деятельности и
социального развития в целом детей с нарушением интеллектуального
развития (В.И.Лубовский, У.В.Ульенкова, Л.Б.Баряева, В.В. Воронкова,
Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, А. Зарин, Ж.И. Шиф, Т.А. Власова,
А.Н.Смирнова и др.).
Мы опирались также на собственный многолетний опыт обучения детей с нарушением интеллектуального развития разной степени выраженности.
Планируемыми научными результатами экспериментальной деятельности являются:
- модель коррекционно-развивающей среды общеобразовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями;
- характеристика основных компонентов коррекционно-развивающей среды школы;
- принципы организации коррекционно-развивающей среды в едином образовательном пространстве школы;
- алгоритм моделирования коррекционно-развивающей среды в общеобразовательном учреждении и условия реализации модели;
- организационно-педагогические условия обучения детей с нарушением интеллектуального развития в условиях коррекционно-развивающей среды общеобразовательного учреждения.
Пути достижения намеченных результатов связаны с разработкой нормативно-правовой базы эксперимента, включающей, в частности, систему договоров с участниками реализации проекта о содержании и формах совместной деятельности; формирование команды участников разработки и реализации проекта; поэтапную доработку проекта с учётом достигаемых результатов; создание информационного пространства проектной деятельности в муниципальной системе коррекционно-развивающего образования и на этой основе – мотивационного поля реализации проекта.
Возможными потребителями результатов эксперимента являются:
- общеобразовательные учреждения, осуществляющие интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями;
- образовательные учреждения начальная школа-детский сад для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- учреждения дополнительного образования;
- государственные и муниципальные органы управления образованием.
Программа экспериментальной работы.
Объект исследования – интегрированное обучение детей с нарушением интеллектуального развития.
Предмет исследования – модель коррекционо-развивающей среды общеобразовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями.
Гипотеза – создание в общеобразовательном учреждении адаптивной образовательной среды для обучения детей с разным уровнем познавательных возможностей (ЗПР, лёгкая умственная отсталость, умеренная умственная отсталость), обеспечивающей возможность реализации вариативных коррекционных образовательных программ, успешность социальной адаптации, развития социально значимых качеств личности, компенсации нарушений познавательной деятельности учащихся зависит от соблюдения следующих условий:
- организации в общеобразовательном учреждении коррекционно-развивающей среды, основными компонентами которой являются - специально организованная предметно-пространственная среда; - личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми с ограниченными возможностями; - коррекционно-развивающая помощь педагогов и специалистов;
- полифункциональность и интерактивность предметно-пространственной среды, позволяющей решать разноуровневые задачи с учётом особых образовательных потребностей учащихся;
- особая организация образовательного процесса на основе его содержательной дифференциации, социальной интеграции и личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с учащимися, обеспечивающая оптимальные условия для индивидуального развития, коррекции имеющихся нарушений и социальной адаптации учащихся с нарушением интеллектуального развития;
- мониторинг эффективности решения образовательных, коррекционных и адаптационных задач в условиях коррекционно-развивающей среды школы в соответствии с разработанными критериями.
Этапы эксперимента :
1 Этап – Подготовительный (2007 г.)
Цель – нормативно-правовое, научно-методическое и информационное обеспечение экспериментальной работы.
Задачи:
1. Разработать концепцию и программу экспериментальной работы.
2. Обеспечить всех возможных участников разработки и реализации проекта необходимой информацией о нём.
3. Сформировать состав участников эксперимента (разработчиков и исполнителей проекта).
4. Заключить договора о совместной деятельности по разработке и реализации проекта со всеми субъектами проектной деятельности.
5. Выделить и начать разработку подпроектов:
модель коррекционно-развивающей среды общеобразовательного учреждения;
организационно-педагогические условия эффективности интегрированного обучения детей с нарушением интеллектуального развития (ЗПР, лёгкая умственная отсталость, умеренная умственная отсталость) в условиях коррекционно-развивающей среды;
критерии оценки эффективности коррекционно-развивающей среды в решении образовательных, коррекционных и адаптационных задач;
методы дифференцированного обучения в условиях полифункциональной интерактивной предметно-пространственной среды.
2 Этап – Конструктивный (2008-2010 г.г.)
Цель – практическая реализация основных идей проекта и экспериментальная проверка их значимости для практики интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями.
Задачи:
1. Разработать и реализовать в экспериментальном режиме модель коррекционно-развивающей среды общеобразовательного учреждения;
2. Определить и апробировать в экспериментальном режиме организационно-педагогические условия эффективности интегрированного обучения детей с нарушением интеллектуального развития (ЗПР, лёгкая умственная отсталость, умеренная умственная отсталость) в условиях коррекционно-развивающей среды;
3. Разработать и реализовать в экспериментальном режиме механизм мониторинга эффективности решения образовательных, коррекционных и адаптационных задач в условиях коррекционно-развивающей среды;
4. Cистематизировать и реализовать в экспериментальном режиме методы дифференцированного обучения в условиях полифункциональной интерактивной предметно-пространственной среды.
5. Подготовить пакет документации по организации интегрированного обучения детей с нарушением интеллектуального развития (ЗПР, лёгкая умственная отсталость, умеренная умственная отсталость).
3 Этап – Заключительный (2011)
Цель – анализ, обобщение и распространение опыта создания коррекционно-развивающей среды общеобразовательного учреждения, осуществляющего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Обобщение результатов экспериментальной работы по созданию коррекционно-развивающей среды общеобразовательного учреждения.
2. Проведение на базе МОУ СОШ №1 г. Аксая семинара для руководителей и педагогов муниципальной системы образования по проблеме создания коррекционно-развивающей среды общеобразовательного учреждения, осуществляющего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Подготовка методических рекомендаций для общеобразовательных учреждениях области по проблеме создания коррекционно-развивающей среды общеобразовательного учреждения, осуществляющего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Средства контроля:
1. Регулярные отчёты творческой группы участников эксперимента о ходе и результатах (промежуточных и окончательных) экспериментальной работы.
2. Подпроекты по программе эксперимента.
3. Протоколы заседаний творческой группы по анализу хода реализации и доработке проекта.
4. Анализ результативности интегрированного обучения учащихся с нарушением интеллектуального развития в условиях коррекционно-развивающей среды школы.
5. Анализ мотивации педагогов на участие в реализации проекта.
|
|
|