Программа "Одаренные дети"
Актуальность проблемы
Одним из направлений модернизации российского образования является создание равных возможностей к полноценному и качественному образованию в соответствии с интересами и склонностями для разных категорий обучающихся. Важной задачей является выявление и поддержка
наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи. Одним из механизмов реализации стала федеральная программа « Дети России», подпрограмма «Одаренные дети».
В 2004г в Аксайском районе утверждены собранием депутатов Комплексные мероприятия по поддержке одаренных детей Аксайского района.
Творческой группой разработана и Советом школы принята программа развития школы на период до 2010 года как "Инновационной адаптивной школы". Основная идея этой программы – гуманное отношение к ребенку. Поэтому мы ставим перед собой задачу - создание условий, обеспечивающих позитивное развитие школы, ориентированной на удовлетворение потребностей обучающихся, учителей, родителей и других социальных партнеров школы в качественном образовании, доступном для всех обучающихся микрорайона вне зависимости от социально-культурных возможностей семьи и уровня подготовленности обучающихся.
В школе в настоящее время обучается 635 детей.
· Среди обучающихся 18% являются представителями армянской, азербайджанской, грузинской и других национальностей и этнических групп, многие из которых до поступления в школу не владели русским языком.
· 4 класса СКК VII (48 детей)
· 1 класс СКОУ VIII вида (особый ребенок – 5 детей – 1 из них по интегрированной программе)
· 10 детей в условиях полной интеграции в классах возрастной нормы
·
16 детей на домашнем
обучении
(4 – по программе СКОУ
VIII
вида (1 из них особый ребенок),
10 - СКК VII,
2 – по общеобразовательным)
· 15 детей инвалидов
· Выделяется значительная группа детей (10%) интеллектуально, социально, художественно и музыкально одаренных.
Все названные категории обучающихся нуждаются в создании особых условий для развития. Именно с этой целью создается подпрограмма «Одаренные дети»,
В школе складывается система работы с одаренными детьми, состоящая как из урочной так и из внеклассной деятельности. Важное место мы отводим проблеме мотивации педагогов на работу с этой категорией детей. Педагоги, занимающиеся с одаренными детьми, за счет компенсационного фонда получают доплаты, а за счет стимулирующего фонда – материальное поощрение за успехи своих питомцев. Учитываются результаты работы с одаренными детьми при представлении педагогов к наградам различного уровня, при повышении уровня квалификации учителей, при установлении максимальной вилки по новым условиям оплаты труда, предоставляется возможность прохождения профессиональной переподготовки.
Важное место в работе с педагогами занимает психологический аспект, так как одаренные дети зачастую не похожи на обыкновенных детей в своем восприятии мира, манере поведения, формировании самооценки. Понять такого ребенка, по достоинству оценить его индивидуальность, положительно воспринять его и развивать лучшее в нем – задача педагога, работающего с одаренным ребенком.
Для успешной работы с одаренными детьми в школе создается и постоянно пополняется банк заданий олимпиад различного уровня по всем образовательным областям. Для этого мы используем ресурсы Интернета, приобретаем программно-методические материалы по работе с одаренными детьми. На основе этих материалов мы работаем над обновлением содержания образования с детьми данной категории.
Подавляющее большинство учителей 2-3 ступени, работающие с одаренными детьми, успешно используют технологию проблемного обучения. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Широко используется технология моделирующего обучения. Деловые игры используются для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений и навыков, ключевых компетенций.
Информационные-коммуникативные технологии используются на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Эти технологии получили распространение на 2,3 ступенях обучения не только на информатике, успешно используются на математике, географии, истории, обществознании.
На III ступени обучения многие педагоги, работающие с одаренными детьми отдают предпочтение использованию метода проектов не только в учебной, но и во внеклассной работе. Старшеклассников привлекает межпредметный характер и социальная значимость разрабатываемых проблем. Метод проектов позволяет развивать познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление. Метод проектов используется в учебном процессе и на 2 ступени обучения. Данный метод особенно необходим для подростков. Вместе общаясь, планируя, обсуждая свои идеи, ученики получают удовольствие от своей работы. Коллективное взаимообучение стимулирует познавательный интерес учеников, создает ауру собственной значимости.
С целью изучения результативности применения современных образовательных технологий проводятся единые методические дни с участием коллег из других ОУ, представителей общественности.
Профильное обучение на III ступени создает условия для максимальной самореализации личности старшеклассника. Действует система инновационной оценки «Портфолио». На III образовательной ступени на основе добровольного выбора учащимся предлагаются профили социально-экономический и информационных технологий. Для реализации учебных планов профильных классов разработаны рабочие программы на основе стандарта профильного уровня с учетом компетентного подхода и 10 программ элективных курсов, которые прошли экспертизу районной экспертной комиссии и рекомендованы к реализации. Таким образом, создаются условия для перехода на обучение старшеклассников по индивидуальным учебным планам. Программа элективного курса «Алгебраические задачи с параметрами» рекомендована опубликована в журнале «Практические советы учителям». Для оценки деятельности обучающихся по программам элективных курсов используется система рейтингового контроля.
Обучащиеся профильных классов под руководством учителей занимаются научно-исследовательской деятельностью. 16 детей приняли участие в районной научно-исследовательской конференции в 2005/06 учебном году и 20 - в 2006/07 учебном году.
Задатки и способности детей могут тихо дремать до поры до времени, могут не раскрыться вовсе, если не будут созданы условия для выявления и раскрытия одаренности ребенка. Для работы с такими детьми мы выделяем дополнительно часы за счет компенсационного фонда оплаты труда и строим индивидуальные траектории развития, позволяющие учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Это благоприятно сказалось на результативности работы с одаренными детьми за три последних года:
За этот период 58 обучающихся школы стали победителями районных предметных олимпиад. Ученица 11 класса Зиновьева Елена заняла 3 место в областной олимпиаде по технологии в 2006 году, ученик 7 класса Волчек Игорь и ученица 9 класса Киричко Инна – 3 место в областной олимпиаде по изобразительному искусству в номинации живопись в 2007 году. Команда обучающихся школы заняла 2 место в районном конкурсе юных математиков в 2005 году. Ученица 4 класса Мельникова Юлия стала победителем Всероссийской математической игры «Кенгуру» в 2005-2006 учебном году. В 2007 году команда интеллектуалов школы заняла 3 место в областном финальном туре игры «Что? Где? Когда?».
Большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей, художественно и музыкально одаренных.
Школьный фольклорный ансамбль «Аксайские казачата» под руководством О.П.Кашкина являются лауреатами многих районных и областных фестивалей и конкурсов. В ноябре 2007 года юные артисты стали лауреатами Всероссийского конкурса «Сполох» в г. Москве.
Больших успехов добились и наши юные художники студии «Радуга» (руководитель В.П.Подрезова), неоднократно они занимали призовые места в Международных и Всероссийских конкурсах детского художественного творчества. В 2005 г. – 23, в 2006 г. – 42, в 2007 г. – 48 призеров. Учитель ИЗО В.П.Подрезова стала победителем конкурса «Лучших учителей» и обладателем гранта в 2007 г.
Однако ряд проблем остаются нерешенными: повышение квалификации педагогов для работы с одаренными детьми в области организации научно- исследовательской деятельности, овладение современными педтехнологиями, стимулирование деятельности педагогов.
Основные идеи, заложенные в данной программе :
- создание и развитие системы личностно-ориентированного образования детей, формирующего личность с высоким уровнем интеллекта;
- выявление и организация различных форм учебной и внеурочной деятельности детей, проявивших высокий потенциал;
- использование потенциальных возможностей других образовательных учреждений города;
- осуществление системы мер по социальной защите одаренных детей.
Основными целями являются:
1 Создание условий, способствующих интеллектуальному и творческому развитию детей.
2 Формирование социокультурной элиты, способной определить будущее своей Родины.
Цели достигаются решением следующих задач:
1 Обновление содержания образования.
2 Профилизация 3 образовательной ступени.
2 Внедрение современных образовательных технологий.
3 Развитие сети дополнительного образования
4 Достижение уровня профессиональной квалификации педагогов, позволяющей им реализовывать современные модели образовательного процесса.
5. Мотивация учителя на работу с одаренными детьми;
6. Создание условий для индивидуализации образования, построение индивидуальных траекторий развития учащихся.
7. Разработка и обеспечение образовательного процесса программно-методическими материалами по работе с одаренными детьми;
Основания для разработки программы
2 Федеральная целевая программа « Дети России»
3 Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.
Реализация программы позволит получить следующие результаты:
1 Создание условий для повышения качества образования, снижения перегрузок учащихся за счет эффективного использования современных педтехнологий.
2 Создание условий для индивидуализации образования.
3 Проведение повышения квалификации и переподготовки педагогов школы.
4. Развитие системы поиска одаренных детей и работы с ними на основе использования возможностей новых технологий, в т. ч. информационных технологий.
Содержание деятельности
№п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки |
Ответственные |
Прогнозируемый результат |
1 1
2
3
4
5 |
Организационная деятельность Выявление одаренных детей.
Создание базы данных одаренных детей, ежегодная корректировка базы.
Предоставление данных базы для районной базы данных одаренных детей. Сотрудничество с РЦДОД
Разработка, приобретение и обеспечение образовательного процесса программно-методическими материалами по работе с одаренными детьми. Развитие информатизации образования: создание и дооснащение мультимедийного кабинета, медиатеки. |
Сен.
Сент.
По запросу
В течении учебного года
2007/2008гг
2007-2008 уч.г. |
Кл. рук., учителя-предметники, психолог Зам. дир. Полева ЛГ Жданова ОЕ
Полева ЛГ, Жданова ОЕ
Полева ЛГ, Жданова ОЕ
Администрация школы
Администрация школы |
База данных в электронном виде
Программы, диагностические методики.
Медиатека, мультимедийный кабинет |
№п/п
|
Наименование мероприятий |
Сроки |
Ответственные |
Прогнозируемый результат |
2 1
2
3
4 5
6 7
|
Учебная деятельность Дополнительные занятия с одаренными детьми.
Обновление содержания содержания образования: раннее обучение иностранному языку, информатике
Осуществление предпрофильной подготовки (создание условий для осознанного выбора профиля на 3 ступени) Профилизация 3 образовательной ступени. Построение индивидуальных траекторий развития учащихся. Развитие проектной, исследовательской деятельности. Занятия в областной очно-заочной школе для одаренных учащихся |
Весь период
С 2006г
Весь период
Весь период Весь период |
Учителя-предметники
Администрация школы
Зам. дир Полева ЛГ
Зам. дир. Полева ЛГ
Зам. дир. Полева ЛГ
Полева ЛГ |
Участники и победители районных предметных олимпиад. Включение в учебный план начальной школы иностранного языка, информатики
Школьная модель предпрофильной подготовки. Профильные классы на 3 ступени.
Проектные и исследовательские работы. |
№п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки |
Ответственные |
Прогнозируемый результат |
3
1
2
3
4
5
6
7
|
Внеклассная деятельность
Развитие художественной, спортивной, музыкальной одаренности посредством кружковой работы. Развитие социальной (лидерской) одаренности через работу детского общественного объединения. Проведение школьных предметных олимпиад, участие в районных, областных предметных олимпиадах.
Участие в интеллектуальной игре « Что? Где? Когда?»
Участие в международной математической игре « Кенгуру» Работа группы для одаренных детей в школьном летнем оздоровительном лагере. Сотрудничество с детской спортивной школой, РЦДОД |
Весь период
Весь период В течении учебного
В течении уч.г.года
Весь период
Весь период |
Жданова ОЕ Подрезова ВП Кашкин ОП Деркульский АА
Филина ГМ
Зам. дир. Полева ЛГ
Зам. дир. Полева ЛГ
Рук. ШМО Жужукина ИА
Зам. дир. Жданова ОЕ
Зам. дир. Жданова ОЕ |
Высокие достижения учащихя в области искусства, спорта.
Призовые места на предметных олимпиадах. |
№п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки |
Ответственные |
Прогнозируемый результат |
4
1
2
3
4 |
Социальная поддержка работы с одаренными
Психологическая поддержка одаренных детей.
Работа с родителями одаренных.
Стимулирование педагогов , работающих с одаренными.
Обеспечение методического сопровождения работы с одаренными.
|
Весь период
Весь период
Весь период
Весь период |
Педагог-психолог
Классные руководители, психолог Администрация школы
Зам. дир. Полева ЛГ |
|
1. Закон РФ « Об образовании»
2. Концепция модернизации российского образования.
3. Федеральная целевая программа « Дети России»
4. Комплексные мероприятия по поддержке одаренных детей Аксайского района.
5. АИ Савенков « Одаренные дети в детском саду и дома»
6. Программа развития МОУ АСОШ №1.