Концепция и программа реализации образовательного проекта "Инновационной адаптивной школы"

Авторы:

Гомонишина Любовь Тимофеевна, директор школы.

Полева Людмила Гориславовна, зам директора по учебно-воспитательной работе школы.

Николаева Тамара Александровна, зам директора по учебно-воспитательной работе школы.

Жданова Ольга Евгеньевна, зам директора по воспитательной работе школы.

 

Адрес: 346720, Ростовская область, Аксайский район, г.Аксай, ул. Гулаева, 129.

Телефоны:  (86350) 4*23*23; 5*49*22

г. Аксай

 

2007 год

Паспорт школы

              Муниципальное общеобразовательное учреждение Аксайская  средняя общеобразовательная школа № 1 - старейшая школа в городе, она основана в 1939 году.

              В 1962 г. была произведена пристройка третьего этажа и спортивного зала, а в 2000 г. произведена  ее полная реконструкция с учетом современных требований. Общая площадь школьного здания составляет сегодня 4.450 кв.м., объем здания 16.060 куб.м.

Учебно-материальная база школы представлена 22 учебными классами и специальными кабинетами: музыки, хореографии (95 кв.м.), иностранных языков, двумя кабинетами информатики (85 кв.м. и 65 кв.м.), обслуживающего труда (100 кв.м.), технического труда (82 кв.м.).

В школе 2 спортивных зала: игровой и гимнастический (170 кв.м. и 118 кв.м. соответственно), спортивная площадка. В школе имеется актовый зал на 170 посадочных мест (175 кв.м.), библиотека с информационным центром и читальным залом (153 кв.м.). Столовая школы рассчитана на 120 посадочных мест и оснащена современным оборудованием, что позволяет обеспечить горячим питанием всех учащихся. Имеется в школе медпункт с процедурным  кабинетом.

            В настоящее время в  школе обучается 638 учащихся. Школа полностью укомплектована педагогическими кадрами. Педколлектив представляют 49 учителей. Кадровый состав выглядит так:  высшую квалификационную категорию имеют 9 учителей, первую квалификацию – 24, это составляет более 60% педколлектива. Среди учителей 1 – «Заслуженный учитель РФ»; 4 награждены нагрудным знаком «отличник народного просвещения»; 1 – «Почетный работник  общего образования»; 2 учителя  имеют звание «Соросовский учитель».

            За 68 лет работы школы получили среднее образование 2270 человека. С медалью окончили школу 144, из них с золотой 56 человек.

            Среди известных выпускников нашей школы Н.Е. Сорокин – художественный руководитель драмтеатра им. М. Горького, Народный артист РФ, Кирой В.Н. – проректор ЮФУ, доктор биологических наук, профессор, Антоненко А.Ю. – начальник контрольно-информационного отдела Законодательного Собрания Ростовской области, Щербаков В.В. – полковник медицинской службы в отставке, депутат Законодательного Собрания Ростовской области и многие  другие, являющиеся ныне руководителями крупных предприятий нашего города.

            В школе накоплен  большой опыт по воспитанию учащихся на традициях Донского края. В период с 1995 по 2000г. школа работала над реализацией программы развития, в основе которой идея создания «Школы Донской народной культуры». За этот период в школе реформировалась и  образовывалась внутришкольная культурно-образовательная и социально-педагогическая инфраструктура в соответствии с  реализованным проектом. Обновилось содержание образования на основе нациаонально-культурной самобытности региона, сложилось «поле регионального образования», представленное блоками:

  1. блок  «Человек и история его народа».
  2. блок  «Духовная культура, которая воспитала человека».
  3. блок   «История взаимоотношений человека с природой».
  4. блок   «Здоровье как ценность».
  5. блок   «Труд как основа жизнеобеспечения».

Анализ работы педколлектива за 5 лет работы над проектом показал, что школа значительно продвинулась по четырем названным направлениям. А вот направление «Здоровье как ценность» требовало развития. Отсюда перед коллективом школы возникла задача – создать условия для  сохранения  и укрепления здоровья учащихся, формирования здорового образа жизни. С 2001 по 2006 год педколлектив школы работал над программой развития «Здоровая школа», являлся участником европейского  проекта «Здоровые школы»,  экспериментальной площадкой в районе. В ноябре 2006 года были подведены итоги IV  (обобщающего) этапа опытно-эксперементальной работы над проектом: 

1.      Проанализирована новая образовательная ситуация в школе, выявлены возникшие проблемы.

2.      Разработаны пути решения новых проблем, возникших в ходе эксперимента.

3.      Произведена коррекция нежелательных результатов эксперимента.

4.      Подведены итоги результатов эксперимента, их обобщение и общественная экспертиза.

 

          Общий аналитический обзор инновационной деятельности.

      

    Одной из особенностей контингента обучающихся школы является их многонациональный состав. Это связано с миграционными процессами в регионе в целом и в микрорайоне школы в особенности (частный сектор с ветхим дешевым жильем, близость оптовых рынков и др. факторы). Среди  обучающихся в школе 18% являются представителями армянской, азербайджанской, грузинской и других национальностей и этнических групп, многие из которых до поступления в школу не владели русским языком. Другая особенность – большое количество детей с отклонениями в развитии (12%): 4 класса СКК VII (48 детей), 1 класс СКОУ VIII вида (особый ребенок) – 5 детей (1 из них по интегрированной программе), 10 детей СКК VII обучаются в условиях полной интеграции в классах возрастной нормы, из 16 детей на домашнем обучении - 4 – по программе СКОУ VIII вида (1 из них особый ребенок),  10 - СКК VII, 15 детей-инвалидов. Вместе с тем выделяется значительная группа детей (16%) интеллектуально, художественно и музыкально одаренных.

        При реализации образовательной программы педагогический коллектив согласует результаты обучения и воспитания с обновленными 
целями, заложенными в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы. Это прослеживается и в учебной деятельности 
и в системе дополнительного образования. В нашем  образовательном учреждении широко используются новые формы и механизмы оценки 
и  контроля качества  образования: проведение независимой промежуточной аттестации, итоговой аттестации в форме централизованного 
тестирования и новых форм независимой итоговой аттестации в 9-х классах, пятилетний опыт участия в эксперименте по ЕГЭ.

           В школе служба педмониторинга  регулярно отслеживает динамику обученности, изучает болевые точки в образовательном процессе и направляет деятельность педагогов на их разрешение.

                      Все выпускники 9,11 классов за последние три года получили аттестаты, соответствующие их образованию. Показатели обученности по школе в целом имеют положительную динамику:

2004/05 уч. год            обученность – 98,6%     качество знаний – 29,2%

2005/06 уч. год            обученность – 99,4%     качество знаний – 33,0%

2006/07 уч. год            обученность – 98,3%     качество знаний – 26,5%

 

           Результаты ЕГЭ по русскому языку (средний балл) выглядят следующим образом:

2004/05 уч. год    49,1                                                                        

2005/06 уч. год    43,6 

 2006/07 уч. год    49.1

           Результаты ЕГЭ по математике (средний балл):

2004/04 уч. год    44,3                                                                        

2005/06 уч. год    37,0  

2006/07 уч. год     53.9  

           Результаты ЕГЭ по обществознанию в классе социально-экономического профиля (средний балл):

2006/07 уч. год     52,73    – по  области - 48,5.                                                  

         Снижение среднего балла по ЕГЭ в 2005/06 уч. году связано не только со «слабым подбором » выпускников, но и с тем, что не сдавали ЕГЭ   более 25% обучающихся, среди которых более 50% имеющих хорошие оценки.

          Из 80 выпускников основной школы в 2005/06 уч. году 59 человек прошли  итоговую аттестацию в форме  централизованного тестирования по обществознанию. Из них получили: «4-5» - 48 человек (81,4%) при 100% справившихся с тестами на удовлетворительные отметки. Учащиеся 9 «Г» класса (17 человек) участвовали в новой форме независимой итоговой аттестации по математике – из них на «4-5» - 53%, при отсутствии неудовлетворительных отметок.   

         Большое внимание уделяется работе с одаренными детьми. В школе имеется целевая комплексная программа «Одаренный ребенок», программы для одаренных детей по различным предметам.  О положительной динамике этой работы свидетельствует рост количества победителей олимпиад.

 

 

Предметы

Количество победителей и призеров предметных олимпиад.

2005-2006 учебный год

2006-2007 учебный год

2007-2008 учебный год

Кол-во

уровень олимпиад

Кол-во

уровень олимпиад

Кол-во

уровень олимпиад

1.

Иностранный язык

1

районный

 

 

2

районный

2.

Физика

 

 

 

 

 

 

3.

Математика

1

районный

2

районный

1

районный

4.

Химия

2

районный

 

 

1

районный

5

Технология

5

районный

1

районный

4

районный

6

Технология

1

областной

 

 

 

 

7

История

1

районный

2

районный

2

районный

8

Изо

5

районный

6

районный

5

районный

9

Информационные технологии

 

 

2

областной

 

 

10

Биология

1

районный

1

районный

2

районный

11

Русский язык

1

районный

1

районный

 

 

12.

География

 

 

2

районный

1

районный

13.

Экономика

 

 

1

районный

 

районный

14

Обществознание

 

 

2

районный

2

районный

 

ИТОГО:

18

 

20

 

20

 

 

             Не было ни одного случая отчисления  учащихся до получения основного общего образования из списков школы с нарушением существующих правовых норм не только за последние три года, но и за весь предшествующий период.

           Значительно расширился спектр профессионального выбора выпускников школы. Это свидетельствует не только о сознательном подходе в выборе жизненного пути, но и об улучшении качества полученного в школе образования по предметам социально-гуманитарного  профиля, который осуществлялся в рамках «старого базисного плана.».  Переход на новый БУП 2004 года, который предоставляет возможность профильного образования на III ступени обучения, школа начала в 2005/06 уч. году и только в 2007 будет первый выпуск детей, обучающихся по программам социально-зкономического профиля.

 

Профили

2004/05

2005/06

2006/07

2004/05

2005/06

2006/07

 

ВУЗы

ССУЗы

Экономический

7

8

 

2

 

 

Юридический

1

1

 

2

 

 

Технический

4

4

 

7

 

 

Строительный

3

5

 

1

 

 

Медицинский

 

 

 

4

4

 

Военные училища

 

 

 

 

 

 

Государств. служба (управление, таможня)

2

3

 

 

 

 

Педагогический

4

3

 

2

 

 

Обслуживание населения

2

2

 

3

1

 

Информационный

1

3

 

1

 

 

Дизайнерский

2

 

 

 

 

 

Армия

 

 

 

 

 

 

Рабочие специальности

 

4

 

 

 

 

Всего выпускников:

48 (53%)

38 (47%)

37

 

 

 

          Обучающиеся школы активно участвуют в творческих организациях на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. В апреле 2006 года в районной научно-практической конференции приняли участие 16 воспитанников школы (самое большое количество в районе), было представлено 5 социально значимых коллективных проектов, имеющих межпредметный характер. Команда обучающихся школы заняла 2 место в районном конкурсе юных математиков в 2005 году. В течение четырех лет  наши ученики успешно справляются с заданиями международного математического конкурса-игры «Кенгуру». Наша ученица Мельникова Юлия стала победителем  игры «Кенгуру» в нашем регионе в 2005-2006 учебном году. По итогам международного конкурса «Волна фантазий», посвященном 250-летию Российской Академии художеств воспитанникам школьной изостудии были вручены: Конторович Антону - Гран-При, Волчек Игорю - диплом лауреата.

           В январе 2007 года команда школы вышла в финал районного тура интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», а затем стала призером региональной игры (3-е место в области).

         Идея "Здоровой школы" нашла отражение в учебном плане школы.  Анализируя деятельность школы за  истекший период, следует отметить обновление содержания образования. Это положительный опыт реализации здоровьесберегающих курсов «Полезные привычки», в начальном звене (учитель Дуленко Н.М.), в среднем звене «Полезные навыки», «Навыки жизни» (учителя Беляева Л.И., Иванча В.Ю.). Через данные курсы а также валеологический компонент предметов: биология, физическая культура, окружающий мир развиваются знания, умения и  навыки здорового образа жизни учащихся.

            Данные опроса учащихся свидетельствует о том, что спецкурсы здоровьесберегающей направленности необходимо ввести в школе, об этом высказались 83,5 % опрошенных учащихся.

            В учебном плане школы увеличивается удельный вес предметов которые способствуют  социальной адаптации учащихся:  обществознание, право, экономика, информатика, иностранный язык. В связи с переходом на БУП – 2004 года (1-2х, 5-6-х, 9-х, 10-11х классов – 70% обучающихся в этом учебном году) в старших классах увеличивается число часов на изучение  регионально значимых курсов:  русский язык, химия, физика, знание которых необходимо в связи с ситуацией на рынке труда.

            Положительная динамика показателей качества  образовательного процесса свидетельствует об эффективном использовании современных образовательных технологий (приложение). На современном этапе педагогический коллектив использует компетентностный подход и успешно решает задачу не столько в вооружении обучающихся знаниями, сколько в умении применять их для решения практических проблем, видеть возможность применения знаний в жизни, в различных сферах профессиональной деятельности.

          Мы отдаем предпочтение модернизированным учебным программам, позволяющим использовать продуктивные технологии развивающего обучения, формам и методам интерактивного обучения. Внимание переносится с преподавания на учение, с заучивания  фактов на овладение способами познания, приобретение навыков и изменение отношений. Реализуемые технологии позволяют формировать надпредметные компетенции, позволяющие выпускнику школы адаптироваться в быстро меняющемся мире. Используемые технологии реализуются с помощью компьютерных технологий и сети Интернет. Среди технологий, наиболее освоенных учителями школы, следует отметить технологию проблемного обучения, моделирующего обучения, метод проектов, поисково-исследовательские и информационно-коммуникационные технологии.

         На 1 ступени обучения наиболее востребованы методы развивающего обучения. Система начального образования обеспечивает высокое общее развитие личности. Только общее развитие личности создает фундамент гармонического развития личности обучающегося.

Подавляющее большинство учителей 2-3 ступени успешно используют технологию проблемного обучения. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Данная технология используется на уроках предметов естественно-математического цикла, общественных дисциплин.

             Широко используется технология моделирующего обучения. Деловые игры используются для решения  комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений и навыков и ключевых компетенций.

             Информационные-коммуникативные технологии используются на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Эти технологии получили распространение на 2,3 ступенях обучения не только на информатике, успешно используются на математике, географии, истории, обществознании.

           На  III ступени  обучения многие педагоги отдают предпочтение использованию метода проектов не только в учебной, но и во внеклассной работе. Старшеклассников привлекает межпредметный характер и социальная значимость разрабатываемых проблем. Метод проектов позволяет развивать познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление. Метод проектов используется в учебном процессе и на 2 ступени обучения. Данный метод особенно необходим для подростков. Вместе общаясь, планируя, обсуждая свои идеи ученики получают удовольствие от своей работы. Коллективное взаимообучение стимулирует познавательный интерес учеников, создает ауру собственной значимости.

            С целью изучения результативности применения современных образовательных технологий проводятся единые методические дни с участием коллег из других ОУ, представителей общественности. В октябре 2006 года был проведен единый методический день для учителей начальных классов школы и района по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий. Уроки и мастер-класс по этой проблеме получили высокую оценку РМК начальных классов. О результативности работы по освоению и внедрению современных педтехнологий свидетельствует и то, что учителя школы, принимая участия  в фестивалях методических идей, районном конкурсе «учитель года», занимают призовые места. Методическая служба школы трижды являлась победителем в районном рейтинге методических служб (приложения).

         Наметилась положительная динамика оснащения учебного процесса цифровыми образовательными ресурсами. Определенная работа проводится по информатизации образования (приложение). Это не только изучение  информатики с 3 класса, использование информационных технологий на уроке, на протяжении 3 лет  совместно с «Донинфо» апробируются информационные продукты: «АРМ директора», «АРМ завуча», «Школьный наставник». Программа «Школьный наставник» позволяет перейти на дистанционное обучение. Школа имеет сайт в Интернете, принимала участие в областном конкурсе «Лучший образовательный сайт 2005» (приложение). 75% педколлектива прошли курсовую переподготовку по информатизации образования (приложение). Но для более эффективной работы в данном направлении необходимо приобрести  современные компьютеры, интерактивные доски для  переоснащения кабинета информатики и мультимедийного кабинета, ряд  программ которые бы облегчили труд завуча, психолога, социального педагога.

            Основная идея обновления старшей ступени образования  заключается в том, что  образование должно стать индивидуализированным и эффективным. Это отвечает и требованиям государственной политики в области образования, соответствует основным направлениям модернизации российского образования.

            Школа участвует в экспериментах  по переходу на предпрофильное и профильное обучение. С целью  создания  условий для  выбора профиля в школе осуществляется предпрофильная подготовка совместно с межшкольным УПК, где учащиеся 9-х классов изучают курсы по выбору: «менеджмент», «основы бизнесспланирования», «этикет делового человека», «маркетинг и реклама», «архитектура и дизайн» и другие. Профильное обучение на III ступени  создает условия для  максимальной самореализации  личности старшеклассника. Действует система инновационной оценки «Портфолио». На III образовательной ступени на основе добровольного выбора учащимся предлагаются профили  социально-экономический и информационных технологий, а также  общеобразовательный класс, исходя из учебно-материальных, кадровых условий школы. Для реализации учебных планов профильных классов  разработаны рабочие программы на основе стандарта профильного уровня с учетом компетентного подхода и 10 программ элективных курсов, которые прошли экспертизу районной экспертной комиссии и рекомендованы к реализации. Таким образом, создаются условия для перехода на обучение старшеклассников по индивидуальным учебным планам. Программа элективного курса «Алгебраические задачи с параметрами» рекомендована к публикации в журнале «Практические советы учителям». Обучащиеся профильных классов  под руководством учителей занимаются научно-исследовательской деятельностью. Для оценки деятельности обучающихся по программам элективных курсов используется система рейтингового контроля. И вот здесь школьному учителю не всегда  хватает знаний и умений для того, чтобы управлять этой деятельностью, необходима специальная переподготовка  учителей, работающих в профильных классах. Поэтому планируется подготовка педагогических кадров, способных работать в условиях реализации приоритетных направлений развития образовательной системы.       В этом году ряд учителей уже ознакомились с опытом работы своих коллег с использованием интеракивных досок, используются возможности обучения на курсах ИПК и ПРО, в «мастер-классах» лучших учителей района, осуществляется обмен опытом в школе во время проведения единых методических дней.

            Изменились наши подходы к комплектованию классов. Широко используются возможности психодиагностики. Для подготовки ребенка к поступлению в 1-ый класс последние шесть лет функционирует «Школа будущего первоклассника», в рамках которой осуществляется диагностика готовности ребенка к обучению. По результатам обследования, при  необходимости выделяем группу детей в специальный коррекционный класс, что позволяет этим детям осваивать учебные программы на своем уровне. Школа предоставляет возможность для получения образования разным категориям учащихся. Так больные дети получают образование на дому как по общеобразовательным  программам (3 уч-ся), так  и по программам СКК VII вида (7 уч-ся) и СКОУ VIII вида (5 уч-ся, один из них - по программе «особый ребенок»). В трех классах, обучающихся по программам СКК VII вида обучается 36 человек, 4 человека - по интегрированной форме обучения в условиях классов возрастной нормы по программам СКК VII вида. В школе функционирует семейная форма обучения. По системе Л. Занкова обучается 6 классов начальной школы, по УМК «Гармония» -3 кл., по УМК «Школа 2100» - 1, «Начальная школа 21 век» - 2 . В первых классах применяется безотметочная система обучения. Соблюдается преемственность УМК на II образовательной ступени.  Следует отметить, что неукоснительное соблюдение инвариантной части  базисного учебного плана гарантирует право ребенка на получение качественного образования в любом общеобразовательном учреждении РФ. В условиях нашего города образовательные услуги реализуются в условиях транспортной доступности         

          В школе развивается психолого-валеологическая служба. Для более эффективной работы данной службы одной ставки психолога явно не хватает, требуется и  специалист валеолог.

            В школе планомерно осуществляется работа по повышению уровня квалификации учителей (приложение). Более 60% педколлектива имеют первую и высшую квалификационную категории (В 2001г. их было 50%). В период с 2002 по 2007 год весь педколлектив прошел курсовую переподготовку в Ростовском ИПК и ПРО. Кроме того  учителя школы повышают уровень квалификации, формируют  валеологическое мировоззрение через участие в работе  ШМО, творческих группах. В школе работают творческие группы «Путь к «здоровой школе», «Профильное обучение», на которых рассматриваются аспекты реализации  идей «здоровой школы». Изученные валеологические приемы и методы, методические разработки внедряются в образовательный процесс. Ряд учителей обобщили опыт работы  по проблемам здоровьесберегающей педагогики: Гомонишина Л.Т. (экономика), Филина Г.М. (физическая культура), Швецова Е.В. (английский язык), Дуленко Н.М.. (нач. классы). Опыт реализации здоровьесберегающих технологий распространяется среди ОУ района: через районные методические объединения, творческие отчеты, публикации в методбюллетене РМК УО ААР и др. Работа в данном направлении требует своего продолжения, есть  и определенные проблемы, решение которых связано с материальными затратами. В силу отсутствия в данный момент финансовых средств, невозможно в практику школы комплексно внедрить методику В. Базарного, поэтому используются ее отдельные элементы.

Условия для сохранения и укрепления здоровья создаются и через улучшение учебно-материальной базы, заметное изменение которой произошло после реконструкции школьного здания. Школа оснащена современными учебными кабинетами, в том числе и специализированными. Особо следует отметить два кабинета информатики, которые были оснащены компьютерами в 2000 и 2005 годах. Созданы условия для занятий физкультурой и спортом, хореографией, вокалом. В школе есть возможности для поддержания теплового режима, соблюдения санитарно-гигиенических правил и норм. Мебель подобрана в соответствии с возрастом детей, в каждом кабинете есть горячая и холодная вода. Конечно, все это требует определенной работы по сохранению, обслуживанию и своевременному ремонту. В связи с этим ежегодно проводится смотр-конкурс учебных кабинетов, по результатам которого материально поощряются учителя, чьи кабинеты не только сохраняются, но и эстетически оформлены, пополняются дидактическими материалами.

            В последнее время значительно улучшилась учебно-материальная база для занятий физкультурой и спортом. Этому способствовала совместная деятельность педагогов, обучающихся, родителей и общественных организаций по реализации идей «Здоровой школы». По результатам участия в 2004 году во Всероссийском конкурсе «Школа – территория здоровья», наша школа получила Грант на спортивное и иное оборудование на сумму 250 тыс. руб. Занятия физкультурой стали более продуктивными (приложение). Сравнительный анализ показателей уровня физической подготовленности указывает на положительную динамику. Об этом свидетельствует уменьшение количества детей в подготовительной и специальной группах по физической культуре и освобожденных от нее.

                             Всего уч-ся  На дом.обуч. Основн.       Подгот.   Спец.    Освоб.

2004/05 уч. год   754                11/1,4%         662/87,7%   65/8,6%  12/1,6%   5/0,7%                                           

2005/06 уч. год   703                10/1,4%         618/87,9%   66/9,3%   7/0,9%     2/0,3%

2006/07 уч. год   638                15/2,3%         561/87,9%   56/8.9%    6/0,9%         -

 Уменьшается количество детей с нарушениями осанки, зрения и ряда других заболеваний (приложение). Но, тем  не менее, есть ряд учеников, которым рекомендованы занятия лечебной физкультурой по состоянию здоровья. Этим детям необходимо посещать занятия ЛФК на базе лечебного учреждения, хотя мы планировали организацию занятий ЛФК в школе, что было бы удобнее для учащихся. Но решение этого вопроса требует финансовых средств.

                        Большая работа проводится по созданию в школе атмосферы привлекательности, комфортности, безопасности.

           Осуществляется охрана школы фирмой «Мидель-охрана», проводится ежедневное патрулирование силами родительского комитета и старшеклассников территории, прилегающей к школе. По периметру школы установлены камеры видеонаблюдения, имеется кнопка тревожной сигнализации.  По итогам смотра-конкурса осуществления антитеррористических мероприятий на объектах образования Аксайского района школа была отмечена в числе лучших.

Большая работа проводилась по предотвращению детского травматизма. Все кабинеты оснащены инструкциями по ТБ, регулярно проводятся беседы по ТБ, на всех ступенях обучения реализовывается программа по ПДД. Учащиеся нашей школы активно участвуют в школьных и районных мероприятиях по безопасности дорожного движения

           Реконструкция школьного здания в 2000 году, оснащение школы современным оборудованием, создание условий в соответствии с нормами СанПИНа способствует сохранению здоровье детей. Большая работа ведется совместно с районной больницей. Ежегодно специалистами осуществляется комплексный медосмотр детей. Выявленные больные учащиеся берутся на диспансерный учет, им назначаются лечебно-оздоровительные мероприятия. Всю эту работу контролирует школьный врач и фельдшер. Медицинские работники школы ведут необходимую профилактическую работу: контроль за санитарным состоянием  школьных кабинетов, режимом дня и нагрузкой детей, своевременно осуществляют противоэпидемические мероприятия, проводят беседы с учащимися по обучению их гигиеническим навыкам, контроль за качеством приготовления пиши, сбалансированностью рациона.

            Ежегодно перед началом учебного года, согласуется с Центром Госсанэпиднадзора расписание уроков, двигательный режим, режим занятий школы. Администрация школы старается создать благоприятный микроклимат для пребывания в школе не только учащихся, но и учителям. Расписание уроков составляется таким образом, что каждому учителю предусмотрен методический день. В школе оборудован кабинет психологической разгрузки, методический кабинет для педагогов. В школьной столовой есть возможность получить горячий обед не только ребенку, но и учителю. Все это способствует снижению заболеваемости обучающихся ОРВИ и другими инфекциями. В 2005 году не зарегистрированы случаи желудочно-кишечных инфекций, детского травматизма во время учебного процесса (приложения). Тем не менее, есть еще и нерешенные проблемы. Так, например, необходимо решить вопрос организации диетического питания учащихся.

            В школе получила развитие служба педмониторинга. Данные мониторинга помогают своевременно вносить коррективы в планы работы по реализации проекта «Здоровая школа».      По данным опроса учителей в форме анкетирования  (приложение) 88% учителей считают, что учителя – это важные люди в жизни ребенка, 84% учителей считают, что эмоционально неустойчивый человек не может быть по настоящему здоровым. Большая часть наших учителей считают, что школа несет ответственность за эмоциональное состояние ребенка. Все это указывает на то, что педагоги школы, понимают значимость своей работы в деле сохранения здоровья учащихся. Видно, что решается задача формирования валеологического мировоззрения учителей.

            По данным опроса родителей выяснилось, что 40% опрашиваемых сказали, что их ребенок охотно посещает школу, 40% скорее охотно чем неохотно, лишь у 6% родителей дети неохотно посещают занятия. 39% родителей оценили  условия пребывания в школе на "5" баллов, 41% на "4" балла. Все это позволяет сделать вывод о том, что школа создает благоприятные условия для пребывания учащихся.

            В школе проводилось изучение утомляемости учащихся. Выяснилось, что у учащихся утомляемость в пределах нормы у 59%. Эти данные дали нам пищу для размышлений: был проведен методический семинар и единый методический день по проблемам и предупреждению перегрузок учащихся. Повторная диагностика уровня тревожности через полгода показала 60% учащихся – низкий уровень тревожности, 30% - средний, 10% - высокий (приложение).

Система дополнительного образования является естественным продолжением учебной деятельности и направлена на формирование здорового образа жизни. В школе создана система детского ученического самоуправления. Высшим органом детского ученического самоуправления является общее собрание всех членов детского коллектива, которое  проводится один раз в год. Большинство учащихся школы объединены в  детскую организацию "Планета детства", которая основана на  деятельности  разновозрастных групп – творческих клубов, собранных  в  соответствии с интересами и потребностями детей и для  организации коллективных   творческих дел. Вся воспитательная  работа спланирована таким  образом, что весь набор  многочисленных мероприятий, проводимых школой, направлен на решение тех или иных аспектов формирования здорового образа жизни учащихся. Следует отметить, что вся эта работа ведется системно.

            Дополнительное образование на I ступени включает: компьютерные игры, занятие в ансамбле  "Аксайские казачата", который удостоен звания "Образцовый ансамбль", занятие в изостудии, спортивные секции.

            На II-III ступенях дополнительное образование включает в себя: спортивные секции, занятие в ансамбле, изостудии, экологическом клубе, театре малых форм, клубе – "Я гражданин".

             С целью формирования здорового образа жизни в школе проводятся Дни здоровья, в которых принимают участие учащиеся, учителя, родители. Работает лекторий   "Нет наркотикам!".  Традиционными стали спортивные праздники и состязания.

            В летний период при школе работает оздоровительный лагерь "Планета детства" для разный категорий учащихся: одаренных, для детей из мало обеспеченных семей,  для юных спортсменов.

Учащиеся школы принимают участие в акциях, посвященных дню освобождения города от фашистских захватчиков, празднику Победы в Великой Отечественной войне. Многие мероприятия мы проводим совместно с внешкольными учреждениями – Дом детского творчества, спортивными школами, библиотеками города. В школе регулярно организуется посещение музеев, выставок, театров  города Ростова, тесные связи сложились с городским краеведческим музеем.

            В соответствии с программой развития школы строится воспитательная работа классных руководителей с учетом индивидуального подхода к каждому ученику. Это отражается в карте развития личности школьника. на основании разработанных критериев отслеживается развитие каждого ребенка. мы разрабатываем индивидуальные программы совместно с учителями, родителями для коррекции развития отдельных учащихся в случае необходимости. Это касается детей из неблагополучных семей, детей из группы риска, детей находящихся под опекой и др.

Приобщение учащихся через органы ученического самоуправления к культуре, спорту, техническому творчеству способствует формированию положительных нравственных качеств личности ученика.

В школе действует агитбригада «За здоровый образ жизни», выступление которой на районном конкурсе было признано одним из лучших.

Большое место в формировании здорового образа жизни играет спорт. Наша школа на протяжении ряда лет не отличалась спортивными достижениями, но сдвиг произошел в этом направлении. В этом году в школе за счет кружковой работы были организованы секции общей физической подготовки, волейбола,  футбола, рукопашного боя. Завязалось тесное сотрудничество с ДЮСШ, которая на нашей базе организовала секции по гребле на байдарках, академической гребле, регби, тяжелой атлетике, баскетболу, волейболу. Занятия всех секций финансируются бюджетом, доступны всем детям школы. Увеличилось число участников районных и областных соревнований. Восстанавливаются старые традиции: «Смотр строя и песни», «Орленок»,  «Конкурс патриотической песни». Нужно отметить, что учащиеся с большим удовольствием готовились к этим соревнованиям и участвовали в них.

Как было сказано уже выше, «здоровье – это не только физическое, но и психическое, нравственное и социальное  благополучие». Поэтому большое внимание было уделено формированию нравственного стержня учащихся. На это были направлены встречи с ветеранами ВОВ, участие в митингах, встречи с писателями, актерами Ростовских театров, разнообразные поездки  и экскурсии детей, сотрудничество с музеем в изучении традиций и истории Донского края, посещение библиотек и выставок, кинолектории.

Большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей. Более 50 детей занимаются в школьном фольклорном ансамбле «Аксайские казачата» под руководством О.П.Кашкина. Без них не обходился ни один городской и районный праздник. Ансамбль является неоднократным лауреатом и призером районных и областных смотров художественной самодеятельности  (приложение).

Больших успехов добились и наши юные художники (руководитель В.П.Подрезова). В областном конкурсе рисунков «Моя школа вчера, сегодня, завтра» приняло участие более 40 человек. В числе 18 лучших работ, выставленных в выставочном павильоне "Росвертол" "Образование, карьера, бизнес" были представлены 7 рисунков учащихся нашей школы, неоднократно они занимали призовые места в Международных и Всероссийских конкурсах детского художественного творчества. Трижды школа занимала первые места на районных конкурсах "Фестиваль прессы",  газета "Школьный альманах" была выдвинута на областной конкурс.

Творческий подход отмечает в работе с детьми старшей вожатой Филиной Г.М. Ей удалось создать разновозрастной творческий коллектив, без которого не обходятся ни одно крупное мероприятие в школе: Новогодние представления, "Алло, мы ищем таланты", "День памяти погибшим воинам", и др.

Наша  школа является лауреатом по результатам областного конкурса школьных воспитательных систем. Здоровый образ жизни формируется еще и той средой, в которой мы живем. Наши учащиеся развернули большую работу по созданию уюта и чистоты в школе и вокруг неё. Возглавляли эту работу санитарный сектор под руководством Луговик С.В., и Экологический клуб (под руководством Щербак М.В.). Было проведено несколько акций "За чистоту нашего города". Учащиеся регулярно поводят санитарные дни в школе, а также обращаются к жителям микрорайона через листовки, районную газету "Победа" с призывами сделать наш город чистым и красивым. Интерес к этим мероприятиям очень большой. Инициатива исходит от самих детей. Здесь мы увидели реальную отдачу от уроков информатики (преп. Базаева Л.Б. Копылова О.В.) во внеклассной работе. Листовки набирались на компьютере и были оформленные творчески.

          Проект "Здоровая школа" позволил объединить усилия различных организаций, заинтересованных в проблемах сохранения и укрепления здоровья детей. Школа строит свою работу в тесном взаимодействии с окружающим ее социумом (приложение).

Управления «Здоровой школой» строится на следующих принципах:

1)          оптимального соотношения централизации  и децентрализации в управлении;

2)          единства единоначалия и коллегиальности в управлении;

3)          взаимодействия государственной и общественной системы управления.

4)          рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности в управлении;

Школа является сегодня культурно-образовательным центром не только для учащихся, но и для родителей и населения ближайшего микрорайона. В реализации ее программы активно участвуют все заинтересованные стороны: медики, экологи, психологи, валеологи, социальные педагоги, службы социальной помощи,  учреждения культуры (библиотека им. Пушкина, районный исторический музей), органы муниципального управления, районный центр дополнительного образования детей, средства массовой информации, педагогический и ученический коллектив, родительская общественность, ассоциация бывших выпускников школы. На базе школы и при ее активном участии проводятся многочисленные мероприятия: ежегодные встречи Администрации города и наших воспитанников с освободителями г. Аксая, литературные праздники, народные гуляния на масленицу, районные краеведческие конференции, чествования ветеранов, ансамбль «Аксайские казачата» выступает с концертами на избирательных участках микрорайона во время выборных кампаний.

В системе управления школой можно выделить четыре уровня:

1)                 общественный. Формами общественного уровня управления являются Совет школы, Попечительский совет школы, Родительский комитет, Педагогический совет школы, Общее собрание коллектива школы, Собрание представителей коллектива  школы (механизм распределения и реализации их управленческих полномочий закреплен в Уставе школы и локальных актах), медицинские учреждения, экологические службы, взаимодействие с органами муниципального управления, службами социальной помощи семье, службами социального страхования, культурно-образовательными учреждениями микрорайона школы, оздоровительными учреждениями. Планируется создание управляющего Совета со статусом юридического лица.

2)        административный (директор, заместитель директора по развитию образовательного учреждения, который возглавляет инновационную работу педагогического коллектива, осуществляет анализ, планирование, организацию, контроль, регулирование инновационной деятельности педагогов, специалистов валеологической и медико-педагогической служб);

3)   профессионально-педагогический.  На профессионально-педагогическом уровне педагоги школы участвуют в управлении школой, имеют право на защиту профессиональной чести и достоинства, свободно выбирают и используют методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с образовательной программой, утвержденной школой, методы оценки знаний обучающихся.

       Администрация школы создает условия, необходимые для успешного обучения работников в высших профессиональных образовательных учреждениях, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации; 

     Для продуктивного решения задач, стоящих перед коллективом, педагоги объединяются в творческие группы, занимающиеся проблемами освоения современных педагогических технологий, входят в состав валеологической служба, организуют валеологическое образование учащихся через уроки здоровья и модули по различным учебным предметам, систему дополнительного образования.

Большую роль в системе управления играет методическое объединение классных руководителей, которое состоит из двух секций: начальных классов, подростковой возрастной группы и старшеклассников. Методическое объединение призвано вносить предложения в планирование воспитательной работы, обобщать опыт лучших классных руководителей, оказывать помощь в работе детского объединения "Планета детства", изучать и внедрять современные воспитательные технологии, пропагандировать здоровый образ жизни.            ученический уровень (творческие объединения детей и взрослых, занимающихся внеклассной и внешкольной работой: клубы по интересам, санитарные и спортивно-оздоровительные комиссии, кружки, научные общества учащихся).

4). ученический уровень - детское ученическое самоуправление. Высшим органом детского ученического самоуправления является общее собрание всех членов детского коллектива, которое проводится два раза в год. Собрание принимает и вносит изменения в Положение о детской организации "Планета детства", вносит  предложения в план работы школы на новый учебный год, заслушивает отчеты о работе детского объединения. В период между собраниями действует Совет председателей детского объединения, который собирается один раз в месяц. В состав Совета входят председатели классов, В функции Совета председателей входит:

-                     избрание президента детского объединения

-                     планирование деятельности детского объединения

-                     пропаганда деятельности детского объединения через средства школьного радио и печати, районную детскую газету "Диалог" и газету "Победа"

-                     решение вопросов о поощрениях и награждениях членов детского объединения

-                     подведение итогов деятельности детского объединения по всем направлениям его работы

Вопросы, регламентирующие деятельность органов детского самоуправления входят в компетенцию Ученического Совета. Совет Справедливых решает спорные вопросы, это своего рода детская судебная власть.

Детское объединение "Планета детства" основано на деятельности разновозрастных групп – творческих клубов, образованных в соответствии с интересами и потребностями детей и для организации коллективных творческих дел. Клубы работают в тесной связи друг с другом и другими творческими детскими коллективами. Члены одного клуба могут одновременно участвовать в работе другого или переходить из одного клуба в другой.

            Ежегодная традиционная оценка деятельности школы выпускниками показала следующее.В целом выпускники оценивают деятельность школы на "хорошо". Направления деятельности школы оценили так:

гуманитарное – 4 балла, естественно-научное – 3,9 балла, математическое – 4,5 балла, эстетическое – 4,0 балла,

спортивно-оздоровительное – 4,5 балл

Что изменилось в школе после вступления ее в проект "Здоровая школа"? По данным опроса учителей: улучшилась атмосфера в коллективе, учителя получили знания о сохранении и укреплении здоровья, внедряют здоровьесберегающие технологии, овладевают валеологическими приемами, улучшились условия работы.

Какие изменения принес мне проект?  (приложение)Учащиеся ответили:

-     я стал больше уделять внимания своему здоровью (85%)

-     я стал заниматься спортом (78%)

-     стал больше интересоваться вопросами сохранения здоровья (90%)

-     условия пребывания улучшаются (100%)

-                             учителя стали доброжелательнее к учащимся, стараются их заинтересовать, больше проводят мероприятий (95%)

-     в школе ведется большая работа по формированию здорового образа жизни (97%)

         Родители участвуют в образовании социального заказа. С  учетом  пожеланий родителей и учащихся осуществляется переход школы на 5 дневную рабочую неделю. С 2003г. осуществлен переход на 5 дневный учебный план начальной школы. В настоящее время ведется подготовительная работа по переходу среднего и старшего звена  на 5 дневную учебную неделю.

            Анкетирование обучающихся и их родителей с целью изучения уровня удовлетворенности школьной  жизнью свидетельствует о том, что подавляющее большинство проявляют высокую степень удовлетворенности условиями пребывания в школе, организацией образовательного процесса. Ежегодно школа представляет отчет  о своей деятельности во время проведения дня открытых дверей, общешкольном родительском собрании, публикует  на своем сайте в Интернете.

            Школа является ассоциированным членом общероссийского движения «Российского союза за здоровое развитие детей».   (http://www.obrzdrav.ru)  с 2005 года (со дня основания союза), что позволяет обмениваться опытом работы с образовательными учреждениями, обеспокоенными состоянием здоровья  современных школьников, получать научно-методическую литературу.     

За активное участие школы в социально-значимом проекте директор школы Гомонишина Л.Т. была награждена памятной медалью «Элита образования», а заместители директора Полева Л.Г., Николаева Т.А., Жданова О.Е дипломами «Элита образования» Академии общественного признания. В июне 2004 года педагогический коллектив школы был награжден Почетной грамотой Главы Аксайского района «за достигнутые успехи в обучении подрастающего поколения в 2003-2004 учебном году».  В марте 2006 года Благодарность была вручена директору школы Гомонишиной Л.Т. за личный вклад в воспитание подрастающего поколения  Председателем комитета по информационной и молодежной политике Законодательного Собрания Ростовской области.

Проект развития «Инновационной адаптивной школы»

Полное наименование проекта

Проект развития «Инновационной адаптивной школы» на 2008-2010 годы

Основания для разработки проекта

·        Закон Российской Федерации  "Об образовании" от 10.07.1992 г. № 3266-1 в редакции от 11.07.2007 г. № 122-ФЗ.

·        Национальная доктрина образования, утвержденная Правительством Российской Федерации  4 октября 2000 г.  (Постановление Правительства РФ № 751 от 4.10.2000г.)

·        Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.09.2005 года № 1340-р

·        Стратегия модернизации содержания общего образования (материалы для разработки документов по обновлению общего образования), Министерство образования Российской Федерации, Национальный фонд подготовки кадров, М., январь 2001 года

·        Стратегия Российской Федерации в области развития образования на период до 2010 г., Министерство образования Российской Федерации,  М.,  2004 год

·        Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 2783

·        Закон Российской Федерации "О федеральных образовательных стандартах" (принят Государственной думой в 2004 году)

·        Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 1312.

·        Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. № 1089.

·        Санитарно-эпидемиологические правила СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 года № 44

Этапы реализации проекта

1 этап  (2007 год): Разработка текста проекта, ее общественное обсуждение и экспертиза разного уровня, утверждение окончательного варианта. Обеспечение необходимых ресурсов для основного этапа реализации проекта.

2 этап (2008-2009 годы): Реализация ведущих направлений проекта. Осуществление промежуточного контроля  их реализации

3 этап (2010 год): Подведение итогов и анализ результатов реализации проекта, подготовка текста новой программы развития.

Цель проекта

Создание условий, обеспечивающих позитивное развитие школы, ориентированной на  удовлетворение потребностей обучающихся,  учителей, родителей  и  других социальных партнеров школы в качественном образовании, доступном для всех обучающихся микрорайона вне зависимости от социально-культурных возможностей семьи и уровня подготовленности обучающихся.

Основные задачи проекта

  • Расширение участия общественности в общественно-государственном управлении школой  путём включения в процессы принятия решений, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие школы
  • Достижение стабильных результатов обученности и качества знаний.

§         Организация профильного и предпрофильного обучения

  •  Реализация разноуровневых программ
  • Апробация новых образовательных стандартов
  • Внедрение современных педагогических технологий, в том числе  информационных технологий.

§         Создание условий для сохранения здоровья, формирования здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности обучающихся

  • Совершенствование системы детского самоуправления 
  • Создание условий для максимальной самореализации личности каждого ребенка;
  •  Стимулирование принятия обучающимися самостоятельных решений, высокий уровень ответственности и свободы;
  • Профессиональная ориентация выпускников в соответствии с содержательными направлениями инновационной образовательной программы школы и

Структура школы.

Содержание  основного и дополнительного образования

В соответствии с государственными нормативами обучение в школе продолжается 11 лет ( с 6 до 17 лет ), но не исключается сокращение или увеличение сроков обучения для учащихся с замедленным темпом развития, или пропустившим занятия по болезням.

1-я ступень. 1-4 кл. ( 6-10 лет).

2-я ступень. 5-9 кл. (11 –14 лет).

Предпрофильная. Она предполагает дальнейшее развитие ребенка, выявление его потенциальных возможностей и склонностей.

3-я ступень. 10-11 кл. (15-17лет).

Профильная. Данный период обучения предполагает педагогическое сотворчество (обучающихся и обучаемых ) в выполнении социального заказа общества на создание инновационной системы образования. Создаются условия для построения индивидуальной траектории  развития учащихся.

1-я ступень.

Области знаний.

Обязательные курсы:  Чтение и искусство родного языка. Математика. Валеология. Искусство (музыка, живопись, хореография). Физическая культура.  Культура родного края. Иностранный язык. Информатика (изучается модульно в классах, обучающихся по БУП-2004 г, самостоятельным предметом в классах, обучающихся по БУП-1998 г.)

Коррекционно-развивающие курсы для обучающихся в классах  СКК 7 вида и СКОУ 8 вида (особый ребенок).

Дополнительное образование: Компьютерные игры. Занятия в ансамбле. Занятия в изостудии. Экологическая тропа. Спортивные секции.

Цель: Сформировать отношения школьников к себе как личности.

Условия  достижения цели

создание адекватных условий для развития разным категориям обучающихся, учет индивидуальных особенностей ученика, систематический контроль за познавательной деятельностью и эмоционально волевой регуляцией поведения обучающегося с целью оказания своевременной помощи в реализации индивидуальных возможностей и развития творческих способностей.

Виды работ: диагностика, коррекция, профилактика в рамках учебно-воспитательного процесса.

2-я ступень.

Области развития и воспитания.

Обязательные курсы: Валеология Навыки жизни. (Здоровье и специфика человеческих отношений. Валеология семьи. Проблемы здорового образа жизни). Физическое воспитание. Искусство( живопись, музыка, хореография ). Литература и родной язык.  Культура родного края. Математика.  История. Информатика. История Донского края.

Предпрофильная подготовка в 9 классах, чтобы помочь ученику определиться в профиле при поступлении в 10 класс

Дополнительное образование: Спортивные кружки, секции. Оздоровительные группы. Занятия в изостудии, ансамбле. Овладение компьютерными технологиями. Экологический клуб. Клуб «Юнкор». Театр малых форм.

Цель: убедить каждого, что он может работать на собственном уровне. Помочь изменить себя и обстоятельства.

Условия достижения цели: создание адекватных условий для развития разным категориям детей, укрепление здоровья должно охватывать весь круг учебных дисциплин, каждая из которых вносит свой вклад.

Принципы доверительных отношений, участия, демократии и открытого общения, находящие  выражение в активных и здоровьесберегающих методах и технологиях.

Перенесение внимания с преподавания на учение, с заучивания фактов на приобретение навыков и изменение отношений.

3-я ступень.

Профильное обучение осуществляется на основе добровольного выбора интересующего профиля. Предлагается социально-экономический,  информационно-технологический, физико-математический профили.

Обязательное образование: Русский язык.  Математика. Литература. Естествознание. История. Иностранный язык. Обществознание. Физическая культура.

По выбору. Информатика и информационные технологии. Экономика. Обществознание.

Элективные курсы: «Деловой английский».  «Деловой русский». «Компьютерная графика». «Алгебраические задачи с параметрами».  «Человек..Общество..Мир». «Замечательные неравенства». «Имидж и этикет делового человека».

Дополнительное образование: Спортивные кружки, секции. Оздоровительные группы.

Занятия в изостудии, ансамбле.. Экологический клуб. Театр малых форм. Клубы "Я - гражданин", "Поиск".

Цель: сознательное участие каждого в сохранении и укреплении своего здоровья, создание условий каждому выпускнику для получения образования на уровне своих возможностей, реализации творческого потенциала личности, профессиональная ориентация

Условия достижения цели: возможность выбора индивидуальной траектории развития, возможность широкого выбора культурно-досуговой и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельность в принятии решения, участие в молодежных объединениях и организациях, в системе детского самоуправления.

 

Взаимодействие с социумом

 

Создание для населения микрорайона в школе (в системе дополнительного образования) кружков, секций (по разным направлениям образования), групп изучения иностранного языка, информационных технологий, создание консультативного центра психологической помощи детям, семье.

Широкое привлечение родителей, ассоциации выпускников школы, медицинских, культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных и общественных организаций к работе по реализации проекта инновационной адаптивной школы.

 

Модель выпускника "Инновационной адаптивной школой"

Характеристики качества образования

Условия созданные в школе, при которых возможна реализация "модели выпускника"

Механизмы, с помощью которых достигается реализация "модели выпускника"

Критерии

Показатели

1. Интеллектуальное развитие учащихся.

1. Освоение учащимися образовательных программ.

2. Степень мотивации учащихся на овладение знаниями.

3. Развитость познавательных интересов и интересов личности.

4. Сформированность общеучебных навыков,  и ключевых компетенций, в том числе  информационной и коммуникативной компетенции.

1. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил.

2. Соответствие учебно-материальной базы современным требованиям к образовательному процессу.

3. Высокий уровень квалификации педсостава школы.

4. Соответствие реализуемых программ  требованиям ГОС.

5. Создание условий для  получения образования разным категориям учащихся через различные формы обучения:  классы возрастной нормы, СКК VII в.,  индивидуальное обучение на дому, семейная форма обучения.

1. Введение ГОС в образовательный процесс.

2. Реализация современных УМК.

3. Реализация современных педтехнологий на деятельностной основе: проблемного обучения, КСО, моделирующего обучения, метод проектов, технология формирования критического мышления.

4. Внедрение форм независимой  промежуточной и  итоговой аттестации.

5. Дифференциация и профилизация образовательного процесса.

 2. Социально-нравственное развитие учащихся.

1. Сформированность нравственных и ценностных ориентиров учащихся.

2. Степень гражданской зрелости.

3. Уровень воспитанности учащихся.

4. Знание нравственно-правовых норм, гражданских прав.

5. Знание культуры и традиций родного края, истории своей школы.

6. Готовность к  жизненному  самоопределению и самореализации.

 

1. Демократизация школьной жизни.

2. Открытость школьной воспитательной системы, взаимосвязь с окружающим социумом.

3. Развитие детского самоуправления.

4. Увеличение удельного веса предметов гуманитарного цикла и социальной направленности в учебном плане школы.

 

1. Совершенствование системы детского самоуправления.

2. Диагностика уровня воспитанности учащихся.

3. Диагностика интересов и  склонностей учащихся.

4. Вовлечение  учащихся в детскую организацию «Планета детства».

5. Организация коллективных творческих дел.

Организация работы кружков и  клубов по  интересам.

7. Реализация курсов и  модулей о духовной культуре родного края

3. Сохранение и укрепление эмоционально-психологического здоровья учащихся.

1.Уровень тревожности в пределах нормы.

2. Уровень развития психологических процессов учащихся: память, внимание, самооценка, логика, анализ, обобщение, креативность.

3. Умение осмысленно и ответственно осуществлять свой выбор, контролировать свои действия.

1. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и  правил.

2. Демократизация школьной жизни.

3. Валеологизация образовательной среды.

4. Благоприятный микроклимат классных коллективов.

 

1. Развитие системы кружков и клубов по интересам.

2. Использование здоровьесберегающих технологий.

3. Применение валеологических методов и приемов в образовательном процессе.

4. Диагностика уровня тревожности.

5. Диагностика микроклимата классных коллективов.

 

4. Развитие физического здоровья

1. Уровень физического развития.

2. Отсутствие заболеваний вызванных условиями школьной жизни: сколиоз, близорукость.

3. Соблюдение здорового образа жизни.

1. Развитие физкультурно-спортивной базы школы.

2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и привил.

3. Пропаганда здорового образа жизни.

1. Организация работы спортивных секций.

2. Организация  личного оздоровительного отдыха на базе школы.

3. Организация горячего питания учащихся.

4. Проведение диспансеризации учащихся.

5. Реализация здоровьесберегающих курсов и модулей.

6. Охват учащихся физкультурно-спортивной работой.

 

Таким образом, основной целью модели управления "Инновационной адаптивной школой" становится ориентация на интеллектуальное, социально-нравственное, эмоционально-психологическое и физическое развитие обучающихся, формирование ключевых компетенций, способность адаптироваться в социокультурном пространстве.

 

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели проекта

§         Повышение квалификации педкадров.

§         Улучшение социально-психологической ситуации в школе.

  • Достижение стабильных результатов обученности и качества знаний.
  • Увеличение численности выпускников, поступающих в учебные заведения по выбранному профилю
  • Увеличение численности школьников, обучающихся в системе  внутришкольного  и внешкольного    дополнительного образования

§         Создание комплексного мониторинга состояния здоровья детей.

§         Снижение количества заболеваний, наиболее часто встречающихся в школьном возрасте.

§         Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.

§         Уменьшение количества детей, употребляющих табак, алкоголь, наркотики.

§         Совершенствование системы физического воспитания учащихся.

§         Обеспечение условий для практической  реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

  • Расширение участия заинтересованных лиц в жизнедеятельности школы путём развития общественно-государственного управления
  • Обновление материальной базы учреждения

Разработчики программы

Директор школы Гомонишина Л.Т., зам. директора по УВР Полева Л.Г., Николаева Т.А., зам по директора по ВР Жданова О.Е., Заслуженный учитель РФ Жужукина И.А., Учитель высшей квалификационной категории Подрезова В.П.

Сайт школы в Интернете

http://asoch_1aksay.ru

Постановление об утверждении программы

Решение Педагогического совета школы № 1   от 21 августа 2007 года

Система организации контроля за выполнением программы

Подготовка ежегодного доклада директора школы о результатах деятельности школы по реализации программы развития, обеспечение условий для доступности ознакомления с ним.

 

План мероприятий по реализации проекта.

 

Задачи реализации  Программы

Показатели              

Текущее значение 

2007 г.

Целевое значение

2010 г.

Сроки

Ответственные исполнители

1. Изменение содержания образования

 Введение предпрофильного и профильного обучения в старшей школе   обеспечивающего возможность выбора учащимися  индивидуального учебного    плана           

Переход на новый БУП 2004 года

 

 

Доля образовательных дисциплин, по которым внедрены новые стандарты общего образования.

Увеличение удельного веса численности учащихся 9-11 классов,    обучающихся по программам :

 предпрофильной подготовки   

  

 

 

программам профильного обучения.

 

Обеспечение возможности формирования  индивидуальной образовательной траектории учащихся

 

Профессиональная ориентация обучающихся на профессии востребованные в родном крае.

1-3, 5-7, 9, 10-11 классы

60%

 

 

 

 

 

100%

 

 

 

50%

 

0

 

 

 

70%

Все классы, кроме  СКК VII вида  и СКОУ VIII вида

95%

 

 

 

 

 

100% сбалансированностьсоотношения курсов

 

70%

100%

5%

10% - 30%

70%

 

100%

2008 г.

 

 

2008 г

 

 

 

 

 

 

 

2008 г

 

2008 г.

 2009г.

 2008 г.

2009 г.

2010 г.

 

2010 г.

 

3. Развитие          современных          информационных технологий  том числе с использованием   современных информационных  и коммуникационных  технологий                

Доля учителей, владеющих информационными и коммуникационными технологиями.

Доля учителей, использующих информационныу и коммуникационные технологии.

Доля учащихся, охваченных обучением  с использованием          информационных технологий  

Увеличение объема    трафика, приходящегося на обращение к информационно-образовательным   ресурсам Интернет

  70%  

 

 

45%

 

 

 77%

 

 

55%

100%

 

 

100%

 

 

100%

 

 

100%

2009 г.

 

 

2010 г.

 

 

2010 г.

 

 

2008 г.

 

 

 

 

4.Повышение качества образования.

Превышение региональных показателей уровня обученности и качества образования. Повышение коэффициента выпуска по профильным программам полного среднего образования

Развитие системы предшкольной подготовки

 

 

50%

 

 

45%

 

 

100%

 

 

95%

 

 

2010 г.

 

 

2010 г.

 

5. Развитие новых форм и   механизмов оценки и  контроля качества  обучения.             

Динамика независимой промежуточной аттестации.

Динамика предъявления результатов централизованного тестирования в 9-х классах и использования новых форм итоговой аттестации («малое ЕГЭ»).

Завершение эксперимента по введению единого    государственного экзамена.

Рост удельного веса численности   поступивших  в высшие учебные заведения по результатам ЕГЭ.

 

30%

 

30%

 

 

 

70%

 

35%

80%

 

100%

 

 

 

100%

 

60%

2009 г.

 

2009 г.

 

 

 

2008г.

 

2010 г.

 

 

 

 

 

6. Повышение степени доступности образования.

Создание адекватных условий для развития разных категорий обучающихся.

Наличие разноуровневых образовательных программ.

Внедрение системы дистанционного обучения и экстерната.

Развитие семейной формы обучения.

100%

 

100%

 

0

 

0

100%

 

 

 

10%-20%

 

По востребованности

 

 

 

 

2009 г.

 

 

 

 

7.Оптимизация нагрузки  учащихся  и

 расширение  возможностей    дополнительного образования   детей  

Продолжительность учебной недели:

5-ти дневная неделя

6-ти дневная неделя

 

Односменность обучения

 

40%

60%

 

85%

 

60%

80%

 

100%

 

2009 г.

2010 г.

 

2010 г.

 

 

8.Формирование ключевых  компетенций личности обучающихся.

 

Ключевые образовательные компетенции: ценностно-смысловая компетенция; общекультурная компетенция; учебно-познавательная компетенция; информационная компетенция; социально-трудовая компетенция; компетенция личностного самосовершенствования.

53%

100%

2010 г.

 

 

8.Укрепление здоровья учащихся.

Соотнесение групп здоровья

Заболеваемость ОРВИ

Желудочно-кишечные инфекции

Нарушение осанки

Нарушение органов зрения

Общефизическое развитие

Эмоционально-психическое здоровье

 

 

 

 

9.Использование электронных  информационно-образовательных ресурсов.

Доступ локальных сетей учебного назначения к глобальным информационным  ресурсам:

Рост количества обращений к    образовательным информационным  ресурсам, размещенным на федеральных образовательных   порталах, по отношению к 2007 г. 

Организация сетевого    взаимодействия  органами управления образования и  с другими образовательными учреждениями для развития мобильности сфере образования, совершенствования информационного обмена.

Освоение информационных ресурсов нового поколения (компьютеров, интерактивных досок, интерактивных проекторов, программных продуктов).

50%

 

 

 

 

 

 

 

 

5%

 

 

 

 

От 0 до 50%

100%

 

 

На 75%

 

 

 

 

 

100%

 

 

 

 

До 60%

До 70%

До 80%

2009 г.

 

 

2010 г.

 

 

 

 

 

2009 г.

 

 

 

 

2008г.

2009 г.

2010 г.

 

5. Повышение инвестиционной привлекательности школы

Внедрение моделей   государственно-общественного управления  школой.   Создание Управляющего Совета со статусом юридического лица.

Рост  средств    на    финансирование образования,            поступивших от коммерческих     и      некоммерческих организаций.

3 модели

 

 

 

100 тыс.

 

 

Статус юридического лица

300 тыс.

 

 

2009 г.

 

2010 г.

 

11.Внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности школы.

Изучение спроса на дополнительные платные образовательные услуги.

 Рост доходов школы от предоставляемых дополнительных платных образовательных услуг.

 

30% опрошенных

50 тыс.

100% опрошенных

 

 

300тыс.

2009 г.

 

 

2010 г.

 

Обеспечение  условий безопасности образовательного процесса

Установка и своевременное обслуживание камер видеонаблюдения.

Установка и своевременное обслуживание кнопки тревожной сигнализации.

Ограждение школьного двора.

Своевременное обслуживание пожарной сигнализации.

Организация горячего питания.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие.

100%

 

100%

 

75%

100%

 

73%

100%

100%

 

100%

 

100%

100%

 

100%

100%

2010 г.

 

2010 г.

 

2009 г

2010 г.

 

2010 г.

2010 г.

 

 Список литературы:

1.                  Государственная политика в области общего образования на 2000/2010гг.

2.                  Закон Российской Федерации об образовании.

3.                  В.М. Лизинский О методической работе в школе. М – 2001г.

4.                  В.М. Лизинский Работа Администрации школы с учителем. М – 2000г.М.М.

5.                  Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Разговор о правильном питании. Москва "НЕСТЛЕ" "ОЛМА-ПРЕСС Инвест" 2002 г.

6.                  В.М.Лизинский. ПЕДСОВЕТ: идеи, методики, формы. М – 2002г.

7.                  Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М.: Педагогика, 1997.

8.                  Исаев А.П. Система здоровьесберегающей среды образовательного учреждения. (Мониторинг валеологического образования). – Челябинск, 1999.

9.                  Валеологические аспекты образования. Материалы 2-ой межригиональной научно-практической конференции 1998 г. Барнаул 1998 г.

10.              Проблемы валеологизации образовательной среды. / под ред. Т.В. Турыгиной, - Кемерово, 1999.

11.              Центры научных основ здоровья и развития. Под редакцией Э.М. Казина, Т.С. Паниной, Г.А. Кураева.  Кемерово 1993г.

12.              Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

13.              Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. – С-Петербург, 1995.

14.              Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1979.

15.              Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1990.

16.              Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. – М.: Знание, 1985

17.              И.В.Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю.Соколова Здоровьесберегающие технологии, М .: Народное образование, 2003г.

18.              Материалы Всероссийского форума с международным участием «Образование и здоровое развитие учащихся», части 1-3, М.: Издательский дом "Ключ-С", 2005г.

 

 

Используются технологии uCoz