ПРОЕКТ «ИННОВАЦИОННОЙ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ»
УВАЖАЕМЫЕ УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МОУ АКСАЙСКОЙ СОШ №1, ПРИГЛАШАЕМ ВАС ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В РАЗРАБОТКЕ И ОБСУЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ!
Полное наименование проекта |
Проект развития «Инновационной адаптивной школы» на 2007-2008 год |
|||
Основания для разработки проекта |
· Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 г. № 3266-1 в редакции от 22.08.2004 г. № 122-фз. · Национальная доктрина образования, утвержденная Правительством Российской Федерации 4 октября 2000 г. (Постановление Правительства РФ № 751 от 4.10.2000г.) · Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.09.2005 года № 1340-р · Стратегия модернизации содержания общего образования (материалы для разработки документов по обновлению общего образования), Министерство образования Российской Федерации, Национальный фонд подготовки кадров, М., январь 2001 года · Стратегия Российской Федерации в области развития образования на период до 2010 г., Министерство образования Российской Федерации, М., 2004 год · Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 2783 · Закон Российской Федерации "О федеральных образовательных стандартах" (принят Государственной думой в 2004 году) · Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 1312. · Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. № 1089. · Санитарно-эпидемиологические правила СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 года № 44 |
|||
Этапы реализации проекта |
1 этап (2006 год): Разработка текста проекта, ее общественное обсуждение и экспертиза разного уровня, утверждение окончательного варианта. Обеспечение необходимых ресурсов для основного этапа реализации проекта. 2 этап (2007-2009 годы): Реализация ведущих направлений проекта. Осуществление промежуточного контроля их реализации 3 этап (2010 год): Подведение итогов и анализ результатов реализации проекта, подготовка текста новой программы развития. |
|||
Цель проекта |
Создание условий, обеспечивающих позитивное развитие школы, ориентированной на удовлетворение потребностей обучающихся, учителей, родителей и других социальных партнеров школы в качественном образовании, доступном для всех обучающихся микрорайона вне зависимости от социально-культурных возможностей семьи и уровня подготовленности обучающихся. |
|||
Основные задачи проекта |
§ Организация профильного и предпрофильного обучения
§ Создание условий для сохранения здоровья, формирования здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности обучающихся
|
|||
Структура школы. Содержание основного и дополнительного образования |
В соответствии с государственными нормативами обучение в школе продолжается 11 лет ( с 6 до 17 лет ), но не исключается сокращение или увеличение сроков обучения для учащихся с замедленным темпом развития, или пропустившим занятия по болезням. 1-я ступень. 1-4 кл. ( 6-10 лет). 2-я ступень. 5-9 кл. (11 –14 лет). Предпрофильная. Она предполагает дальнейшее развитие ребенка, выявление его потенциальных возможностей и склонностей. 3-я ступень. 10-11 кл. (15-17лет). Профильная. Данный период обучения предполагает педагогическое сотворчество (обучающихся и обучаемых ) в выполнении социального заказа общества на создание инновационной системы образования. Создаются условия для построения индивидуальной траектории развития учащихся. 1-я ступень. Области знаний. Обязательные курсы: Чтение и искусство родного языка. Математика. Валеология. Искусство (музыка, живопись, хореография). Физическая культура. Культура родного края. Иностранный язык. Информатика (изучается модульно в классах, обучающихся по БУП-2004 г, самостоятельным предметом в классах, обучающихся по БУП-1998г) Коррекционно-развивающие курсы для обучающихся в классах СКК 7 вида Дополнительное образование: Компьютерные игры. Занятия в ансамбле. Занятия в изостудии. Спортивные секции. Цель: Сформировать отношения школьников к себе как личности. Условия достижения цели :создание адекватных условий для развития разным категориям обучающихся, учет индивидуальных особенностей ученика, систематический контроль за познавательной деятельностью и эмоционально волевой регуляцией поведения обучающегося с целью оказания своевременной помощи в реализации индивидуальных возможностей и развития творческих способностей. Виды работ: диагностика, коррекция, профилактика в рамках учебно-воспитательного процесса. 2-я ступень. Области развития и воспитания. Обязательные курсы: Валеология Навыки жизни. (Здоровье и специфика человеческих отношений. Валеология семьи. Проблемы здорового образа жизни). Физическое воспитание. Искусство( живопись, музыка, хореография ). Литература и родной язык. Культура родного края. Математика. История. Информатика. История Донского края. Предпрофильная подготовка в 9 классах , чтобы помочь ученику определиться в профиле при поступлении в 10 класс Дополнительное образование:Спортивные кружки, секции. Оздоровительные группы. Занятия в изостудии, ансамбле. Овладение компьютерными технологиями. Экологический клуб. Театр малых форм. Цель: убедить каждого, что он может работать на собственном уровне. Помочь изменить себя и обстоятельства. Условия достижения цели: создание адекватных условий для развития разным категориям детей, укрепление здоровья должно охватывать весь круг учебных дисциплин, каждая из которых вносит свой вклад. Принципы доверительных отношений, участия, демократии и открытого общения, находящие выражение в активных и здоровьесберегающих методах и технологиях. Перенесение внимания с преподавания на учение, с заучивания фактов на приобретение навыков и изменение отношений. 3-я ступень. Профильное обучение осуществляется на основе добровольного выбора интересующего профиля. Предлагается социально-экономический, информационно-технологический, физико-математический профили. Обязательное образование: Русский язык. Математика. Литература. Естествознание. История. Иностранный язык.Обществознание.Физическое культура. По выбору. Информатика и информационные технологии. Экономика.Обществознание. Элективные курсы: Деловой английский Деловой русский. Компьютерная графика .Алгебраические задачи с параметрами Человек.Общество.Мир .Замечательные неравенства. Имидж и этикет делового человека. Дополнительное образование: Спортивные кружки, секции. Оздоровительные группы. Занятия в изостудии, ансамбле.. Экологический клуб. Театр малых форм. Клубы "Я - гражданин","Поиск". Цель: сознательное участие каждого в сохранении и укреплении своего здоровья, создание условий каждому выпускнику гражданин для получения образования на уровне своих возможностей, реализации творческого потенциала личности, профессиональная ориентация Условия достижения цели: возможность выбора индивидуальной траектории развития, возможность широкого выбора культурно-досуговой и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельность в принятии решения, участие в молодежных объединениях и организациях в системе детского самоуправления. |
|||
Взаимодействие с социумом
|
Создание для населения микрорайона в школе (в системе дополнительного образования) кружков, секций (по разным направлениям образования), групп изучения иностранного языка, информационных технологий, создание консультативного центра психологической помощи детям, семье. Широкое привлечение родителей, медицинских, культурно-досуговых, спортивно- оздоровительных и общественных организаций к работе по реализации проекта инновационной адаптивной школы. |
|||
Модель выпускника "Инновационной адаптивной школой" |
Характеристики качества образования |
Условия созданные в школе, при которых возможна реализация "модели выпускника" |
Механизмы, с помощью которых достигается реализация "модели выпускника" |
|
Критерии |
Показатели |
|||
1. Интеллектуальное развитие учащихся. |
1. Освоение учащимися образовательных программ. 2. Степень мотивации учащихся на овладение знаниями. 3. Развитость познавательных интересов и интересов личности. 4. Сформированность общеучебных навыков, и ключевых компетенций, в том числе информационной и коммуникативной компетенции. |
1. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил. 2. Соответствие учебно-материальной базы современным требованиям к образовательному процессу. 3. Высокий уровень квалификации педсостава школы. 4. Соответствие реализуемых программ требованиям ГОС. 5. Создание условий для получения образования разным категориям учащихся через различные формы обучения: классы возрастной нормы, СКК VII в., индивидуальное обучение на дому, семейная форма обучения. |
1. Введение ГОС в образовательный процесс. 2. Реализация современных УМК. 3. Реализация современных педтехнологий на деятельностной основе: проблемного обучения, КСО, моделирующего обучения, метод проектов, технология формирования критического мышления. 4. Внедрение форм независимой промежуточной и итоговой аттестации. 5. Дифференциация и профилизация образовательного процесса. |
|
2. Социально-нравственное развитие учащихся. |
1. Сформированность нравственных и ценностных ориентиров учащихся. 2. Степень гражданской зрелости. 3. Уровень воспитанности учащихся. 4. Знание нравственно-правовых норм, гражданских прав. 5. Знание культуры и традиций родного края, истории своей школы. 6. Готовность к жизненному самоопределению и самореализации.
|
1. Демократизация школьной жизни. 2. Открытость школьной воспитательной системы, взаимосвязь с окружающим социумом. 3. Развитие детского самоуправления. 4. Увеличение удельного веса предметов гуманитарного цикла и социальной направленности в учебном плане школы.
|
1. Совершенствование системы детского самоуправления. 2. Диагностика уровня воспитанности учащихся. 3. Диагностика интересов и склонностей учащихся. 4. Вовлечение учащихся в детскую организацию «Планета детства». 5. Организация коллективных творческих дел. Организация работы кружков и клубов по интересам. 7. Реализация курсов и модулей о духовной культуре родного края |
|
3. Сохранение и укрепление эмоционально-психологического здоровья учащихся. |
1.Уровень тревожности в пределах нормы. 2. Уровень развития психологических процессов учащихся: память, внимание, самооценка, логика, анализ, обобщение, креативность. 3. Умение осмысленно и ответственно осуществлять свой выбор, контролировать свои действия. |
1. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил. 2. Демократизация школьной жизни. 3. Валеологизация образовательной среды. 4. Благоприятный микроклимат классных коллективов.
|
1. Развитие системы кружков и клубов по интересам. 2. Использование здоровьесберегающих технологий. 3. Применение валеологических методов и приемов в образовательном процессе. 4. Диагностика уровня тревожности. 5. Диагностика микроклимата классных коллективов.
|
|
4. Развитие физического здоровья |
1. Уровень физического развития. 2. Отсутствие заболеваний вызванных условиями школьной жизни: сколиоз, близорукость. 3. Соблюдение здорового образа жизни. |
1. Развитие физкультурно-спортивной базы школы. 2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и привил. 3. Пропаганда здорового образа жизни. |
1. Организация работы спортивных секций. 2. Организация личного оздоровительного отдыха на базе школы. 3. Организация горячего питания учащихся. 4. Проведение диспансеризации учащихся. 5. Реализация здоровьесберегающих курсов и модулей. 6. Охват учащихся физкультурно-спортивной работой. |
|
|
Таким образом, основной целью модели управления "Инновационной адаптивной школой" становится ориентация на интеллектуальное, социально-нравственное, эмоционально-психологическое и физическое развитие обучающихся, формирование ключевых компетенций, способность адаптироваться в социокультурном пространстве.
|
|||
Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели проекта |
§ Создание комплексного мониторинга состояния здоровья детей. § Снижение количества заболеваний, наиболее часто встречающихся в школьном возрасте. § Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья. § Уменьшение количества детей, употребляющих табак, алкоголь, наркотики. § Совершенствование системы физического воспитания учащихся. § Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию. § Повышение квалификации педкадров. § Улучшение социально-психологической ситуации в школе.
|
|||
Разработчики программы |
Директор школы Гомонишина Л.Т., зам. директора по УВР Полева Л.Г., Николаева Т.А., зам по директора по ВР Жданова О.Е., Заслуженный учитель РФ Жужукина И.А., Учитель высшей квалификационной категории Подрезова В.П. |
|||
Сайт школы в Интернете |
http://asoch_1aksay.ru |
|||
Постановление об утверждении программы |
Решение Педагогического совета школы № 1 от 21 августа 2006 года |
|||
Система организации контроля за выполнением программы |
Подготовка ежегодного доклада директора школы о результатах деятельности школы по реализации программы развития, обеспечение условий для доступности ознакомления с ним. |
План мероприятий по реализации проекта.
Задачи реализации Программы |
Показатели |
Текущее значение 2006 г. |
Целевое значение 2010 г. |
Сроки |
1. Изменение содержания образования Введение предпрофильного и профильного обучения в старшей школе обеспечивающего возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана |
Переход на новый БУП 2004 года
Доля образовательных дисциплин, по которым внедрены новые стандарты общего образования. Увеличение удельного веса численности учащихся 9-11 классов, обучающихся по программам : предпрофильной подготовки
программам профильного обучения. Обеспечение возможности формирования индивидуальной образовательной траектории учащихся
Профессиональная ориентация обучающихся на профессии востребованные в родном крае. |
1-2, 5-6, 9, 10-11 классы
60%
100%
50% 0
70% |
Все классы, кроме СКК VII вида и СКОУ VIII вида
95%
100% сбалансированность соотношения курсов
70% 5% 10% 30% 70%
100% |
2008 г.
2008 г
2007 г 2008 г. 2009г. 2010 г. |
3. Развитие современных информационных технологий том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий |
Доля учителей, владеющих информационными и коммуникационными технологиями. Доля учителей, использующих информационные и коммуникационные технологии.
Доля учащихся, охваченных обучением с использованием информационных технологий Увеличение объема трафика, приходящегося на обращение к информационно-образовательным ресурсам Интернет |
70%
25%
77%
15% |
100%
100%
100%
100% |
2008 г.
2007 г. |
4.Повышение качества образования. |
Превышение региональных показателей уровня обученности и качества образования. Повышение коэффициента выпуска по профильным программам полного среднего образования Развитие системы предшкольной подготовки |
50%
45% |
70%
95% |
|
5. Развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества обучения. |
Динамика независимой промежуточной аттестации. Динамика предъявления результатов централизованного тестирования в 9-х классах и использования новых форм итоговой аттестации («малое ЕГЭ»). Завершение эксперимента по введению единого государственного экзамена. Рост удельного веса численности поступивших в высшие учебные заведения по результатам ЕГЭ. |
30%
30%
70%
35% |
80%
100%
100%
60% |
|
6. Повышение степени доступности образования. |
Создание адекватных условий для развития разных категорий обучающихся. Наличие разноуровневых образовательных программ. Внедрение системы дистанционного обучения и экстерната. Развитие семейной формы обучения. |
100%
100%
0
0 |
100%
10%-20%
По востребованности |
|
7.Оптимизация нагрузки учащихся и расширение возможностей дополнительного образования детей |
Продолжительность учебной недели: 5-ти дневная неделя 6-ти дневная неделя
Односменность обучения |
40% 70%
85% |
60% 30%
100% |
|
8.Формирование ключевых компетенций личности обучающихся.
|
Ключевые образовательные компетенции: ценностно-смысловая компетенция; общекультурная компетенция; учебно-познавательная компетенция; информационная компетенция; социально-трудовая компетенция; компетенция личностного самосовершенствования. |
53% |
100% |
|
8.Укрепление здоровья учащихся. |
Соотнесение групп здоровья Заболеваемость ОРВИ Желудочно-кишечные инфекции Нарушение осанки Нарушение органов зрения Общефизическое развитие Эмоционально-психическое здоровье |
|
|
|
9.Использование электронных информационно-образовательных ресурсов. |
Доступ локальных сетей учебного назначения к глобальным информационным ресурсам: Рост количества обращений к образовательным информационным ресурсам, размещенным на федеральных образовательных порталах, по отношению к 2006 г. Организация сетевого взаимодействия органами управления образования и с другими образовательными учреждениями для развития мобильности сфере образования, совершенствования информационного обмена. |
15%
5% |
100%
На 75%
100% |
2007 г.
2008 г. |
5. Повышение инвестиционной привлекательности школы |
Внедрение моделей государственно-общественного управления школой. Создание Управляющего Совета со статусом юридического лица. Рост средств на финансирование образования, поступивших от коммерческих и некоммерческих организаций. |
3 модели
|
3 модели . Статус юридического лица |
2007 г. |
11.Внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности школы. |
Изучение спроса на дополнительные платные образовательные услуги. Рост доходов школы от предоставляемых дополнительных платных образовательных услуг.
|
30% опрошенных 5% |
100% опрос
25% |
2007 г. |
Обеспечение условий безопасности образовательного процесса |
|
|
|
|