Черемисина Людмила Александровна, учитель МОУ СОШ №1 г.Аксая.
Тема опыта: «Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся через музыкальную культуру»
Актуальность
На современном этапе развития общества особенно актуальна задача формирования духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения.
Современное образование поставило задачу - более полно использовать нравственный потенциал искусства, как средства формирования и развития эстетических принципов и идеалов в целях духовного развития личности, создать условия для развития учащихся, изменив таким образом качество образования.
Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного образовательного стандарта по искусству особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей.
Полнота духовной жизни во многом определяется эстетической развитостью личности, умением сильно и глубоко чувствовать, быть в гармоничной многосторонней координации с природой и обществом.
Реформы, происходящие в различных сферах общества, актуализируют проблемы развития эстетической, нравственной культуры личности. Важно оказать противодействие тенденции вытеснения эстетической среды на второй план. Это чревато культурным и духовным оскудением общества. В настоящее время созрело необходимость актуализации духовного сознания, так как модели поведения, обнаруживаемые у современных детей, указывают на дисгармонию эмоционально-коммуникативной сферы неуравновешенных детей, легко реагирующих на стрессовые ситуации.
Данная проблема актуальна и для нашей школы, так как педколлектив работает над проблемой создания условий для развития разным категориям учащихся.
Цель моей работы над проблемой- воспитание духовной, высоконравственной личности.
Задачи:
- развитие эстетических, этических и нравственных качеств личности учащихся через музыкальную культуру.
- создание условий для саморазвития и самореализации личности учащихся
- развитие творческих способностей учащихся.
- формирование социально-адаптированной личности со сформированными компетенциями, способной оценивать окружающий мир по законам красоты.
Теоретические основы
В своей работе по формированию духовно-нравственных качеств личности я опираюсь на наследия Д.Кабалевского, под чьим руководством было разработана и внедрена в практику новая концепция музыкального образования, выдвигающая в качестве конечной цели формирование музыкальной культуры как части духовной культуры. О необходимости формирования духовного слоя сознания учащихся говорят в своих трудах В.Зинченко, В.Медушевский, Б.Асафьев, Б.Целковников. Данной проблеме посвящены труды Г.Волкова, В.Скатерщикова.
Новизна
моего опыта в том, что опыт носит целостный характер.
Урок и внеклассная деятельность, единое целое, при этом прослеживается тесная связь с родителями
Технология.
Свою работу над проблемой, как я уже говорила, строю целостно: это урочное и внеклассная деятельность как единое целое. Работа носит системный характер. Большое внимание уделяю отбору содержания, которое несёт высокий духовно-нравственный потенциал. Например:
- И.С.Бах «Токката и фуга» (ре-минор)
- В.А.Моцарт «симфония №40»
- М.П.Мусоргский оп. «Борис Годунов»
- Д.Шостакович «симфония №7» и т.д.
В современных условиях музыкальная индустрия ориентирует подростков на музыкальные образцы сомнительного эстетического качества, рассчитанные на невзыскательный вкус, в силу лёгкости восприятия, пользуется в подростковой среде широкой популярностью «Поп», «Реп», «Диско» и т.д. Классическая музыка на мой взгляд (например: Моцарт «симфония №40»), несёт определённую смысловую нагрузку.
При отборе содержания предпочтение отдаю классическим произведениям, которые поднимают такие проблемы: добро и зло, любовь и ненависть, война и мир.
Другим средством решения культурных и духовно-нравственных задач является регионализация школьного музыкального образования. Именно использование национально-культурных особенностей региона в образовательном процессе является стратегической линией современного образования. Я широко использую народные и композиторские произведения Дона:
- произведения Игоря Левина
- произведения Алексея Артамонова
-казачья песня «пчёлочка златая»
- казачья песня «ой сад во дворе»
и т.д. Это помогает формировать такие качества , как любовь к Малой Родине, к культуре своего народа, к родной природе.
Для реализации отобранного содержания использую современные педагогические технологии. Акцент делаю на технологии развивающего обучения:
- технология построения учебного процесса на деятельностной основе;
- на проблемной основе;
- метод проектов;
Использование этих технологий помогает выстроить урок так, что учащиеся возвышаются над обыденностью, предоставляется неограниченный выход детскому творчеству, формируется нравственный стержень личности, в основе которого лежит стремление к красоте, добру, правде. Это помогает формировать коммуникативные навыки учащихся, умение анализировать факты и явления, работать с источниками информации, самостоятельно добывать знания. Формируются таким образом общие учебные умения и навыки. В ходе занятий у нас с учащимися устанавливаются партнёрские отношения, выстраиваются субъект - субъектные отношения.
Например в 6 классе по теме «В чём сила музыки» я использую произведение М.И.Глинки «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин», содержание которого несёт в себе мужество благородство патриотизм, верность, самопожертвование, стойкость, которых так порой не хватает в современном мире.
На первом этапе работы над произведением я создаю установку на восприятие музыки:
- обращаемся к историческому материалу;
- привлекаем знания из истории, литературы (стихотворение К.Ф.Рылеева)
На втором обучающем этапе непосредственного знакомства с музыкальным произведением, я устраиваю небольшую дискуссию, в ходе которой у учащихся формируется эмоционально-оценочное отношение к музыкальным ценностям:
- почему Иван Сусанин поступил именно так?
- а могли бы вы так поступить?
- а есть ли место подобным поступкам в наши дни во имя Родины
Я выделяю третий этап работы над произведением, на котором предлагаю дома выразить свои чувства, мысли в стихах рисунках в поделках.
Я уже говорила, что моя работа над проблемой находит продолжение во внеклассной деятельности. Я являюсь классным руководителем 9 класса. С 5 класса на его базе действует музыкально-театральный кружок. Нами были выполнены проекты( спектакли) и представлены для учителей, учащихся, родителей :
- Л.Филатов «Про Федота стрельца - удалого молодца»
- Г.Н.Горбунова «Новогодний карнавал»
Проект «Кавказ наш общий дом»
В данной работе представлена культура разных национальностей, представителей нашего класса (русские, украинцы, грузины, армяне, чеченцы, татары). В проекте приняли участие родители, которые являются нашими друзьями и единомышленниками. Были представлены музыкальные произведения (песни, танцы, стихи). Данное мероприятие способствовало развитию таких качеств учащихся как толерантность, дружба, сплочённость, взаимопомощь и взаимоподдержка.
Результативность.
Результаты работы можно представить так:
I. По данным диагностики моего класса которую я проводила с 5 по 9 совместно с психологом, наблюдается положительная динамика мотивации. Ребята с удовольствием занимаются музыкальной и внеклассной работой.
II. Учащиеся моего класса являются активными участниками конкурсов, олимпиад, занимают призовые места.
Ученики моего класса являются участниками школьного ансамбля « Аксайские казачата»
III. Так результатом я считаю проекты, с которыми мы выходим на коллектив школы.
Проект « Кавказ - наш общий дом», был представлен на аттестации школы и высоко оценен аттестационной комиссией, в числе которых были представители Министерства образования Ростовской области.
IV. Уровень сплоченности моего класса стал выше, о чём говорят результаты психологического обследования классного коллектива.
VI. За все годы работы с классом не было случая правонарушений, постановки на учёт в школе или ПДН, не смотря на то, что не все дети из благополучных семей.
Считаю, что работа имеет положительные результаты, но вижу и резервы. Это выход на совместные мероприятия с библиотеками микрорайона и музеем истории города Аксая.