Черемисина Людмила Александровна, учитель МОУ СОШ №1 г.Аксая. 

Тема опыта: «Формирование духовно-нравственных ценностей  учащихся через  музыкальную культуру»

 

Актуальность 

   На современном этапе развития общества особенно актуальна задача формирования духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения.

  Современное образование поставило задачу - более полно использовать нравственный потенциал искусства, как средства формирования и развития эстетических принципов и идеалов в целях духовного развития личности, создать условия для развития учащихся, изменив таким образом качество образования.

 Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного образовательного стандарта по искусству особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей.

  Полнота духовной жизни во многом определяется эстетической развитостью личности, умением сильно и глубоко чувствовать, быть в гармоничной многосторонней координации с природой и обществом.

  Реформы, происходящие в различных сферах общества, актуализируют проблемы развития эстетической, нравственной культуры личности. Важно оказать противодействие тенденции вытеснения эстетической среды на второй план. Это чревато культурным и духовным оскудением общества. В настоящее время созрело необходимость актуализации духовного сознания, так как  модели поведения, обнаруживаемые у современных детей, указывают на дисгармонию эмоционально-коммуникативной сферы неуравновешенных детей, легко реагирующих на стрессовые ситуации.

 Данная проблема актуальна и для нашей школы, так как педколлектив  работает над проблемой создания условий для развития разным категориям учащихся. 

Цель моей работы над проблемой- воспитание духовной, высоконравственной личности.

Задачи:

- развитие эстетических, этических и нравственных качеств личности учащихся через  музыкальную культуру.

- создание условий для саморазвития и самореализации личности учащихся

-         развитие творческих способностей учащихся.

-         формирование социально-адаптированной личности со сформированными компетенциями, способной оценивать окружающий мир по законам красоты.                       

Теоретические основы

  В своей работе по формированию духовно-нравственных качеств личности я опираюсь на наследия Д.Кабалевского, под чьим руководством было разработана и внедрена в практику новая концепция музыкального образования, выдвигающая в качестве конечной цели формирование музыкальной культуры как части духовной культуры. О необходимости формирования духовного слоя сознания учащихся говорят в своих трудах В.Зинченко, В.Медушевский, Б.Асафьев, Б.Целковников. Данной проблеме посвящены  труды Г.Волкова, В.Скатерщикова.

  Новизна

  моего опыта в том, что опыт носит целостный характер.

 Урок и внеклассная деятельность, единое целое, при этом прослеживается тесная связь с родителями

Технология.

Свою работу над проблемой, как я уже говорила, строю целостно: это урочное и внеклассная деятельность как единое целое. Работа носит системный характер. Большое внимание уделяю отбору содержания, которое несёт высокий духовно-нравственный потенциал. Например:

- И.С.Бах «Токката и фуга» (ре-минор)

- В.А.Моцарт «симфония №40»

- М.П.Мусоргский оп. «Борис Годунов»

- Д.Шостакович «симфония №7» и т.д.

 В современных условиях музыкальная индустрия ориентирует подростков на музыкальные образцы сомнительного эстетического качества, рассчитанные на невзыскательный вкус, в силу лёгкости восприятия, пользуется в подростковой среде широкой популярностью «Поп», «Реп», «Диско» и т.д. Классическая музыка на мой взгляд (например: Моцарт «симфония №40»), несёт определённую смысловую нагрузку.

При отборе содержания предпочтение отдаю классическим произведениям, которые поднимают такие проблемы: добро и зло, любовь и ненависть, война и мир.

Другим средством решения культурных и духовно-нравственных задач является регионализация школьного музыкального образования. Именно использование национально-культурных особенностей региона в образовательном процессе является стратегической линией современного образования. Я широко использую народные и композиторские произведения Дона:

- произведения Игоря Левина

- произведения Алексея Артамонова

-казачья песня «пчёлочка златая»

- казачья песня «ой сад во дворе»

и т.д. Это помогает формировать такие качества , как любовь к Малой Родине, к культуре своего народа, к родной природе.

 Для реализации отобранного содержания использую современные педагогические технологии. Акцент делаю на технологии развивающего обучения:

- технология построения учебного процесса на деятельностной основе;

- на проблемной основе;

- метод проектов;

Использование этих технологий помогает выстроить урок так, что учащиеся возвышаются над обыденностью, предоставляется неограниченный выход детскому творчеству, формируется нравственный стержень личности, в основе которого лежит стремление к красоте, добру, правде. Это помогает формировать коммуникативные навыки учащихся, умение анализировать факты и явления, работать с источниками информации, самостоятельно добывать знания. Формируются таким образом общие учебные умения и навыки.  В ходе занятий у нас с учащимися устанавливаются партнёрские отношения, выстраиваются субъект - субъектные отношения.

 Например в 6 классе по теме «В чём сила музыки» я использую произведение М.И.Глинки «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин», содержание которого несёт в себе мужество благородство патриотизм, верность, самопожертвование, стойкость, которых так порой не хватает в современном мире.

  На первом этапе работы над произведением я создаю установку на восприятие музыки:

- обращаемся к историческому материалу;

-         привлекаем знания из истории, литературы (стихотворение К.Ф.Рылеева)

 На втором обучающем этапе непосредственного знакомства с музыкальным произведением, я устраиваю небольшую дискуссию, в ходе которой у учащихся формируется эмоционально-оценочное отношение к музыкальным ценностям:

- почему Иван Сусанин поступил именно так?

- а могли бы вы так поступить?

- а есть ли место подобным поступкам в наши дни во имя Родины

  Я выделяю третий этап работы над произведением, на котором предлагаю дома выразить свои чувства, мысли в стихах рисунках в поделках.

    Я уже говорила, что моя работа над проблемой находит продолжение во внеклассной деятельности. Я являюсь классным руководителем 9 класса. С 5 класса на его базе действует музыкально-театральный кружок. Нами были выполнены проекты( спектакли) и представлены для учителей, учащихся, родителей :

- Л.Филатов «Про Федота стрельца - удалого молодца»

-         Г.Н.Горбунова «Новогодний карнавал»

 Проект «Кавказ наш общий дом»

В данной работе представлена культура разных национальностей, представителей нашего класса (русские, украинцы, грузины, армяне, чеченцы, татары). В проекте приняли участие родители, которые являются нашими друзьями и единомышленниками. Были представлены музыкальные произведения (песни, танцы, стихи). Данное мероприятие способствовало развитию таких качеств учащихся как толерантность, дружба, сплочённость, взаимопомощь и взаимоподдержка.

 Результативность.

Результаты работы можно представить так:

I.  По данным диагностики моего класса которую я проводила с 5 по 9 совместно с психологом, наблюдается положительная динамика мотивации. Ребята с удовольствием занимаются музыкальной и внеклассной работой.

II. Учащиеся моего класса являются активными участниками конкурсов, олимпиад, занимают призовые места.

Ученики моего класса являются участниками школьного ансамбля « Аксайские казачата»

III.  Так результатом я считаю проекты, с которыми мы выходим на коллектив школы.

Проект « Кавказ - наш общий дом», был представлен на аттестации школы и высоко оценен аттестационной комиссией, в числе которых были представители Министерства образования Ростовской области.

IV.  Уровень сплоченности моего класса стал выше, о чём говорят результаты психологического обследования классного коллектива.

VI.  За все годы работы с классом не было случая правонарушений, постановки на учёт в школе или ПДН, не смотря на то, что не все дети из благополучных семей.

 Считаю, что работа имеет положительные результаты, но  вижу и резервы. Это выход на совместные мероприятия с библиотеками  микрорайона и музеем истории города Аксая.

Используются технологии uCoz