Деятельность школьной методической службы по внедрению инновационных процессов в ОУ
Деятельность методической службы МОУ СОШ №1 осуществляется в рамках реализации программы развития «Инновационная адаптивная школа». Цель реализации проекта- создание условий для развития разным категориям учащихся.
Основные направления деятельности методической службы по внедрению инновационных процессов:
1 Методическое сопровождение деятельности педколлектива по проблеме: «Создание условий для развития разным категориям учащихся через внедрение современных образовательных технологий, в том числе здоровьесберегающих, информационных и компьютерных».
2 Методическое обеспечение инновационного образовательного проекта « Модель коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения адаптивного типа».
3 Внедрение образовательных стандартов 2004 года, создание банка измерителей.
4 Создание эффективной экспертизы и контроля качества образования.
5 Осуществление инновационной деятельности в условиях сетевого взаимодействия методических служб района.
Реализация направлений деятельности осуществляется на основе решения проблемы повышения уровня профессиональной компетентности педагогов.
Работа по управлению процессом совершенствования профессиональной компетентности учителей строится по направлениям:
- повышение уровня квалификации;
- аттестация педкадров;
- экспериментальная работа;
- инновационная работа;
- работа по распространению передового опыта;
-участие в сетевом взаимодействии методических служб района;
- развитие инициативы и творчества учителей;
- реализация ПНП « Образование».
Работа по повышению уровня квалификации осуществляется через самообразование (в расписании уроков предусмотрены методические дни учителям), участие в работе ШМО, РМО, участие в школьных и районных творческих группах, своевременная курсовая переподготовка, участие в работе школьного постоянно-действующего методического семинара. Этой работой охвачен весь педсостав школы. В работе по самообразованию используется технология «портфолио», позволяющая выявлять пробелы в знаниях и умениях, гибко изменять свою профессиональную квалификацию.
В школе планомерно осуществляется работа по повышению уровня квалификации педагогических кадров, курсовая переподготовка проводится в соответствии с планом-графиком. План-график формируется с учетом необходимости прохождения курсовой переподготовки , с учетом запросов учителей, в связи с переходом на новый БУП и профилизацию. В настоящее время 84% учителей школы прошли обучение по овладению информационными технологиями в ИПК и ПРО, областном Интернет-центре.
В школе уделяется пристальное внимание вопросам аттестации педкадров. Большинство (за исключением учителей с небольшим опытом работы) имеют квалификационные категории. Состав учителей с высшей и первой квалификационными категориями возрос за последние 3 года с 67% до 75%, что является доказательством эффективной методической работы в школе.
В работе с педкадрами широко используется диагностика. Направления диагностики: выявление уровня овладения педтехнологиями, диагностика методических затруднений, диагностика педопыта. По результатам диагностики 88% учителей овладели методом проектов, 77% КСО, 81% овладели проблемным обучением, 89% педагогов овладели технологией моделирующего обучения. Результаты диагностики показывают, что педколлектив отдает предпочтение технологиям развивающего обучения, акцент делается на самостоятельный поиск информации учащимися, на умение применять полученные знания для решения практических задач.
Инновационная деятельность в МОУ СОШ №1 осуществлялась по 7 направлениям, охватывающим все сферы педагогической работы: создание эффективной экспертизы и контроля качества образования, создание здоровьесберегающей школьной среды, профилизация 3 образовательной ступени, внедрение БУП и ГОСов 2004г., реализация образовательного проекта «Инновационная адаптивная школа», эксперимент по апробации « Модели коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения адаптивного типа». В школе создан банк инноваций по педагогам, который включен в районный банк инноваций. Методическая служба оказывает организационно-методическое сопровождение всех инноваций. Основная роль заключается в инициировании, стимулировании, корректировке инновационных процессов. Эти задачи могут быть решены через продуктивные формы методической работы. Одной из них являются творческие группы. В школе созданы творческие группы по направлениям: здоровьесберегающие технологии, методические аспекты внедрения образовательных стандартов, апробация новых УМК, что соотносится с программой развития школы.
Мы считаем, что более полное обеспечение информационной поддержки образовательного процесса, методическое сопровождение инновационных процессов, расширение возможностей для повышения квалификации педагогических кадров возможно в условиях сетевой организации методической работы. Наша школа активно включилась в инновационную деятельность в условиях сетевого взаимодействия методических служб района. Школа является опорной по следующим направлениям:
-освоение инновационного УМК по литературе под ред.Г. Меркина;
-развитие творческих способностей младшего школьника;
- апробация новых УМК на уроках музыки и МХК;
- использование новых УМК на уроках физики, химии, биологии;
- преподавание информатики в профильных классах.
Подававляющее большинсво учителей участвуют в работе районных творческих групп по различным направлениям. Учителя школы Базаева ЛБ, Джунько НП, КириченкоЕА, Луговик СВ, ЧеремисинаЛА, Щербак МВ являются тьюторами районных творческих групп. По итогам участия в районном конкурсе инноваций в 2007-2008 уч.г. руководитель творческой группы « Реализация УМК по литературе под ред. Г Меркина» Джунько НП стала победителем, награждена грамотой и денежной премией.
В работе с педкадрами акцент делается на развитие инициативы и творчества учителей. Так в школе действует творческая педмастерская Жужукиной И.А. В рамках ШМО проводятся деловые игры, семинары-практикумы. Традиционными стали единые методические дни. При проведении единых методических дней распространяется передовой педагогический опыт учителей школы, изучается эффективность методической работы. Все это способствует повышению уровня квалификации учителей школы, росту их педмастерства. Это подтверждается результатами участия учителей в конкурсах профессионального мастерства. Ежегодно педагоги школы принимают участие в районном конкурсе инноваций. Победителями являются Жужукина ИА ,Базаева ЛБ, Калиниченко ИН, Долгушина ИГ, Беляева ЛИ, Джунько НП. В 2008 году учитель русского языка и литературы Джунько НП второй раз становится лауреатом районного конкурса инноваций.
В районном конкурсе « Информационные технологии в образовании-2008» учитель Копылова ОВ заняла 2 место.
За последние 3 года учителя Лимаренко ЕН (2006г), Копылова ОВ (2007 г), Черемисина ЛВ (2008г) по результатам участия в районном конкурсе « Учитель года» стали лауреатами, что также свидетельствует об эффективности проводимой методической работы. Их опыт распространялся районным методическим кабинетом через мастер-классы среди педагогов района.
Школа принимает активное участие в реализации ПНП «Образование». Учителя школы Жужукина ИА (2006г), Подрезова ВП (2007г), Джунько НП (2008 г) являются победителями конкурса лучших учителей в рамках ПНПО. Педколлектив школы в 2007-2008 учебном году участвуя в конкурсе лучших школ в рамках ПНПО стал победителем.
Передовой педагогический опыт учителей школы обобщается и распространяется в школе и районе через открытые уроки, мастер-классы на базе нашей школы.
Так в 2007-2008 уч.г. опытом работы делились с коллегами района
Джунько НП, учитель русского языка и литературы, тема инновационного опыта «Системный подход в работе с одаренными детьми».
Луговик СВ.учитель начальных классов, «Использование здоровьесберегающих технологий в условиях класса « Особый ребенок».
Черемисина ЛА, учитель музыки, « Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках музыки».
Ровнова ЕН, учитель химии, « Организация проектной деятельности на уроках химии».
На областном уровне в 2007-2008 учебном году был представлен опыт работы учителей школы:
Джунько НП, учитель русского языка и литературы, « Опыт реализации учебника литературы под ред. Г Меркина» на районном конкурсе инноваций с приглашением руководителей районных методических служб Ростовской области.
Базаева ЛБ. учитель информатики, «Преподавание информатики в профильной школе» на областной конференции по информатизации образования.
На сайте школы в Интернете опубликован опыт работы Подрезовой ВП, учителя ИЗО по проблеме «Развитие творческих способностей учащихся средствами ИЗО».
Работа по обновлению содержания образования осуществляется в МОУ АСОШ №1 по направлениям:
- введение курса информатики со 2 класса, овладение информационными технологиями, их использование учителями-предметниками. Школа приобрела медиатеку, современное компьютерное оборудование. Для эффективной работы создан мультимедийный кабинет, возможности которого используются пока недостаточно. Следует использовать возможности информационных технологий и для диагностики качества знаний;
- ведется раннее обучение иностранному языку;
- овладение здоровьесберегающими технологиями. В школе реализуется курсы здоровьесберегающей направленности: "Полезные привычки"; "Навыки жизни"; "Валеология";
- введена предпрофильная подготовка;
- реализуются на III ступени программы курсов: «Экономика», «Право», способствующие социализации учащихся;
- на 3 ступени созданы классы социально-экономического и информационно-технологического профилей,
Переход на БУП 2004г потребовал большой работы учителей по разработке рабочих программ на основе образовательного стандарта, планированию работы по формированию у учащихся общеучебных умений и навыков, формированию ключевых компетенций, разработке измерителей для мониторинга.
В МОУ АСОШ №1 апробируются современные УМК в соответствии с БУП-2004 на I, II, III ступенях обучения. Вопросы, связанные с реализацией новых УМК, систематически заслушиваются на заседаниях методического совета.
Успешно реализуется направление - работа с одаренными учащимися. Эта работа осуществляется как через учебную так и внеклассную деятельность, индивидуальную работу. Результатом эффективной работы является то, что в 2007-2008 учебном году 24 ученика заняли призовые места в районных олимпиадах, в том числе ученики начальных классов, обучающихся по системе Л Занкова, учащиеся специальных коррекционных классов, участвовавшие в конкурсе знаний. Учащиеся школы приняли участие в Международной математической игре «Кенгуру», ряд учеников стали призерами в области и районе.
В школе осуществляется методическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности учащихся. Результаты проектных и исследовательских работ учащихся были представлены на школьной и районной научно-практических конференциях. Заслуживают внимания работы учащихся по информатике ( уч. Базаева ЛБ), по биологии ( уч. ПолеваЛГ), по химии (Ровнова ЕН), по технологии (уч. Копылова ОВ). В 2006-2007 уч.г. проектная работа « Сайт школы» заняла 1 место на районной научно- практической конференции, в 2007-2008 уч.г. исследовательская работа уч-ся 10 кл по биологии заняла призовое место на районной научно-практической конференции учащихся.
В школе создаются условия для получения образования разным категориям учащихся:
- классы возрастной нормы
- классы коррекционно-развивающего обучения
- интегрированная форма обучения по программам СКК 7 вида
- семейная форма обучения
- профильное обучение
- индивидуальное обучение на дому
- экспериментально открыт класс для детей с умственной отсталостью, обучающихся по программам СКОУ 8 вида «Особый ребенок ».
В школе созданы профильные классы социально-экономического и информационно-технологического профилей. Учителями школы разработаны и реализованы программы, разработанные на основе стандарта базового и профильного уровней, творческой группой учителей разработаны и предложены учащимся ряд программ элективных курсов.
В связи с переходом на БУП 2004 г ведется поиск новых форм промежуточной аттестации учащихся. Шире стала использоваться независимая форма аттестации по типу ЕГЭ , используются возможности компьютерного кабинета и специальных программ для мониторинга знаний учащихся.
В настоящее время на индивидуальном обучении на дому находится 16 учащихся по состоянию здоровья, 11 учащихся обучаются в интегрированной форме обучения по программам 7 вида в условиях класса возрастной нормы. Для данной категории детей разрабатываются учебные программы, методические рекомендации для учителей.
В 2007-2008 уч.г. разработан и реализуется инновационный проект «Модель коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения адаптивного типа», подана заявка в МО РО на создание на базе школы областной экспериментальной площадки. Одной из задач для методической службы в работе по данному направлению является разработка программно-методического обеспечения. В настоящее время разработана нормативно-правовая база: необходимые локальнее акты, образовательные программы, карты мониторинга развития и учебных достижений учащихся.
В школе развивается служба мониторинга. Результаты диагностических исследований помогают вносить своевременные коррективы в планы работы школы по различным направлениям.
Так по результатам исследований наблюдается положительная динамика качества освоения учебных программ учащимися школы.
Анализ результатов итоговой аттестации показывает, что подавляющее большинство выпускников школы подтверждают свои оценки, в том числе и в форме ЕГЭ.
В целях повышения качества образования, совершенствования системы оценки педагогического труда в школе проводится рейтинговая оценка профессиональной деятельности учителей. Так по результатам рейтинга выделились 3 группы педагогов.
1 группа- высокий уровень. В эту группу отнесены 18 учителей. Они в совершенстве владеют обучающими и воспитательными умениями, работают на самоконтроле.
2 группа- средний уровень. К этой группе относятся 25 учителей. Это учителя, достаточно хорошо владеющие обучающими и воспитательными умениями, но иногда им необходима методическая помощь.
3 группа- низкий уровень. В этой группе 2 педагога, с небольшим опытом работы. Это учителя, которым требуется постоянная методическая помощь и контроль.
Анализ результатов анкетирования выпускников школы показал, что 90% опрошенных вполне устраивает школа , в которой они учатся. Здесь комфортные условия, понимающие и знающие свой предмет учителя, создаются условия для развития учащихся.