Реализация инновационного образовательного проекта «Модель
коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения адаптивного типа»
Аксайская средняя школа N1 реализует программу развития инновационной адаптивной школы. Цель работы- создание адекватных условий для развития и получения образования разным категориям учащихся.
В школе должны быть созданы условия для успешного обучения обучения ребенка в соответствии с его способностями, познавательными возможностями и интересами.
Решение этой непростой задачи связано с созданием в общеобразовательном учреждении особой образовательной среды, которая соответствовала бы различным образовательным потребностям детей. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья можно говорить о необходимости создания в школе единой коррекционно - развивающей среды. Созданию такой среды, которая бы способствовала коррекции и развитию нарушенных функций организма, социализации учащихся с ограниченными возможностями в ходе обучения, сохранению и укреплению здоровья .
Работа по созданию коррекционно-развивающей среды осуществляется в рамках реализации инновационного образовательного проекта «Модель коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения адаптивного типа». Научный руководитель-Баранова Марина Леонидовна, доктор педагогических наук ПИ ЮФУ. Объектом исследования является интегрированное обучение детей с нарушениями интеллектуального развития.
Особое место в эксперименте занимает работа с детьми, имеющими умеренную умственную отсталость и обучающимися в классе «Особый ребенок». Учитель класса Луговик Светлана Валентиновна, воспитатель Чернышова Мария Сергеевна. Класс для детей с умеренной умственной отсталостью «Особый ребенок» в школе 4-й год. В классе на сегодняшний день обучается 4 ребенка. Обучение в классе по сути интегрированное: 1 ребенок обучается по программе 5 класса, 3 по программе 2 класса. Дети имеют разный уровень развития, разный темп обучения.
Деятельность специального коррекционного класса «Особый ребенок», реализация программ регламентируется нормативными документами (локальными актами), которые были нами разработаны :
Положением о специальном коррекционном классе для детей с умеренной умственной отсталостью,
Положением о ПМПк,
Положение об организации интегрированного обучения детей,
Положением о мониторинге уровня развития воспитанников,
Должностной инструкцией учителя класса интегрированного обучения,
Должностной инструкцией классного руководителя класса интегрированного обучения
Программой развития школы и др.
Всем детям данной категории осуществляется коррекционно-развивающая помощь. Цель которой - создание условий для индивидуального развития, социальной адаптации, интеграции в единое образовательное пространство школы.
Направления помощи:
- диагностическая (выявление особенностей развития детей, выявление реабилитационного потенциала, мониторинг развития);
-образовательная (освоение образовательных программ в соответствии с уровнем познавательных возможностей, воспитание социально-значимых , коммуникативных качеств личности;
- коррекционная (коррекция имеющихся нарушений развития).
Мы используем такие формы организации коррекционно-развивающей помощи:
-индивидуальные и групповые занятия;
- специальные коррекционные уроки;
-индивидуальный подход к ребенку на уроке;
-индивидуальные и групповые диагностические занятия;
Структура коррекционно-развивающей помощи:
ПМПк
Психолого-педагогическая служба
Коррекционно-педагогическая служба
Логопедическая служба
Социально-педагогическая служба
ПМПк выступает как форма взаимодействия специалистов ОУ, объединяющихся для психолого-медико- педагогического взаимодействия.
В состав ПМПк входит администрация, учителя СКК, психолог, логопед, медик, социальный педагог.
В своей работе ПМПк решает следующие задачи:
-выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии;
-выявление резервных возможностей детей;
-определение характера специальной коррекционной помощи;
-подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику развития.
Остановлюсь на особенностях работы ПМПк с детьми , обучающимися по программе СКОУ 8 вида.
Зачисление в школу по программе СКОУ VIII вида и СКОУ VII вида осуществляется в соответствии с рекомендациями районной ПМПк , оформленными соответствующими протоколами, по заявлению родителей, оформляется приказом директора школы. С родителями обучающегося оформляется договор.
Все задействованные специалисты составляют программы: учителя, логопед, психолог. На детей ,обучающихся на индивидуальном обучении на дому , составляются индивидуальные образовательные программы.
На каждого ребенка ведется индивидуальная карта учащегося специального коррекционного класса. Ее составляющие - индивидуальная карта психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку, которая разрабатывается на учебный год специалистами, лист личных достижений, в котором фиксируются результаты продвижения учащихся в учебной деятельности, в области социальной адаптации.
Психолого-педагогическая диагностика проводится систематически.
В начале учебного года - стартовая диагностика, исходя из нее специалисты определяют круг задач, которые необходимо будет решать в течение года, составляется индивидуальная программа. Все это отмечается в индивидуальной карте. Намечаются направления работы, технологический инструментарий, прогнозируется результат. С программой знакомятся родители, им также выдаются рекомендации.
В течение учебного года проводится текущая диагностика, результаты которой, степень продвижения ученика обсуждаются на заседаниях школьногоПМПк.
В случае необходимости, при возникающих проблемах, мы можем направить ребенка на консультацию на районную ПМПк, с которой мы сотрудничаем, у нас заключен договор. Если возникает необходимость в квалифицированной медицинской консультации, обращаемся к районному детскому психиатру.
В конце учебного года проводится итоговая диагностика. В карте отмечается фактический результат .
Таким образом у нас планируется, осуществляется индивидуальная работа.
Лист личных достижений предполагает мониторинг не только учебных достижений ребенка, что очень важно – это мониторинг в сфере социальной адаптации.
Результат может быть получен, если эта работа проводится по индивидуальным программам , на основе комплексной диагностики. В работе должна быть задействована вся команда: педагоги, специалисты, родители.
Комплектование специальных коррекционных классов, отбор детей проводится в соответствии с рекомендациями районной ПМПК.
Если говорить о психолого-педагогических условиях условиях интегрированного обучения детей в классе «Особый ребенок», мы выделяем следующие:
- педкадры
-программно-методическое обеспечение
-создание коррекционно-развивающей среды
-включение учащихся с ограниченными возможностями в единое образовательное пространство.
В работе с данной категорией детей задействованы и специальные кадры: педагог-психолог ( по штату ), учитель-логопед, данная ставка за счет доплат, социальный педагог, данная ставка тоже за счет доплат, школьный врач, фельдшер.
Методическое сопровождение интегрированного обучения осуществляет методическая служба школы, которая тесно взаимодействует с ЦД иК Аксайского района ( директор Панасенко Лариса Алексеевна), районным методическим кабинетом, ИПК и ПРО.
Совместно со специалистами ЦД и К Аксайского района мы проводим семинары, анализ рабочих программ, мониторинг динамики развития учащихся.
Создавая коррекционно-развивающую среду, мы развиваем как макроструктуру, так и микроструктуру. Директор школы Гомонишина Любовь Тимофеевна уделяет большое внимание совершенствованию учебно-материальной базы в соответствии с реализуемым проектом. В настоящее время в школе оборудованы кабинет психолога, комната психологической разгрузки, кабинет логопеда, специальнооборудованные классные комнаты для коррекционных классов, медкабинет. Для оборудования использовались средства гранта, полученного по результатам участия школы в конкурсе лучших школ РФ в рамках ПНПО, средства спонсоров, районного центра диагностики и консультирования.
Очень важно наличие специального коррекционного оборудования, часть оборудования мы уже приобрели в фирме «Добрый мир- юг»
Особое внимание уделяем санитарно-гигиеническим условиям пребывания детей, вопросам питания детей, организации работы ГПД.
Важнейшим условиям считаем применение здоровьесберегающих технологий, особенно в классе для детей с умеренной умственной отсталостью, где обучение индивидуальное, занятия интегрированные.
Что касается взаимодействия специальных коррекционных классов с другими учениками. Эти дети наряду с другими принимают активное участие в жизни школы: поют в школьном ансамбле « Аксайские казачата», участвуют в праздниках, акциях. В настоящее время устанавливается кураторство старшеклассников, проводятся совместные мероприятия и
праздники, выставки поделок детей класса «Особый ребенок».
Результаты инновационной деятельности по созданию в школе кор.- раз. среды , позволяющей включить в образовательный процесс детей с разным уровнем познавательных возможностей, представлялись на районных педагических мероприятиях, методобъединениях учителей, представлены в передаче «Вести» Дон ТР, были публикации в Аксайской районной газете «Победа», «Российской газете» и получили одобрение специалистов Министерства образования Бельгии, которые познакомились с нашим опытом в 2007 г, 2009г.
Полева Людмила Гориславовна,
Заместитель директора МОУ СОШ №1 г Аксая
К