Реализация инновационного образовательного  проекта «Модель

коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения адаптивного типа»

    Аксайская  средняя школа N1 реализует программу развития инновационной адаптивной школы. Цель работы- создание адекватных условий для развития и получения образования разным категориям учащихся.

    В школе должны быть созданы условия для успешного обучения обучения ребенка в соответствии с его способностями, познавательными возможностями и интересами.

Решение этой непростой задачи связано с созданием в общеобразовательном учреждении особой образовательной среды, которая соответствовала бы различным образовательным потребностям детей. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья можно говорить о необходимости создания в школе единой коррекционно - развивающей среды. Созданию такой среды, которая бы способствовала коррекции и развитию нарушенных функций организма, социализации учащихся с ограниченными возможностями в ходе обучения, сохранению и укреплению здоровья .

    Работа по созданию коррекционно-развивающей среды осуществляется в рамках реализации инновационного образовательного  проекта «Модель коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения адаптивного типа». Научный руководитель-Баранова Марина Леонидовна, доктор педагогических наук ПИ ЮФУ. Объектом исследования является интегрированное обучение детей с нарушениями интеллектуального развития.

Особое место в эксперименте занимает работа с детьми, имеющими умеренную умственную отсталость и обучающимися в классе «Особый ребенок». Учитель класса Луговик Светлана Валентиновна, воспитатель Чернышова Мария Сергеевна. Класс для детей с умеренной умственной отсталостью «Особый ребенок» в школе 4-й год. В классе на сегодняшний день обучается 4 ребенка. Обучение в классе по сути интегрированное: 1 ребенок обучается по программе 5 класса, 3 по программе 2 класса. Дети имеют разный уровень развития, разный темп обучения.

     Деятельность специального коррекционного класса «Особый ребенок», реализация программ регламентируется нормативными документами (локальными актами), которые были нами разработаны :

Положением о специальном коррекционном классе для детей с умеренной умственной отсталостью,

Положением о ПМПк,

Положение об организации интегрированного обучения детей,

Положением о мониторинге уровня развития воспитанников,

Должностной инструкцией учителя класса интегрированного обучения,

Должностной инструкцией классного руководителя класса интегрированного обучения

Программой развития школы и др.

Всем детям данной категории осуществляется  коррекционно-развивающая помощь. Цель которой - создание условий для индивидуального развития, социальной адаптации, интеграции в единое образовательное пространство школы.

 

    Направления помощи:

- диагностическая (выявление особенностей развития детей, выявление реабилитационного потенциала, мониторинг развития);

-образовательная (освоение образовательных программ в соответствии с уровнем познавательных возможностей, воспитание социально-значимых , коммуникативных качеств личности;

- коррекционная (коррекция имеющихся нарушений развития).

 

Мы используем такие формы организации коррекционно-развивающей помощи:

-индивидуальные и групповые занятия;

- специальные коррекционные уроки;

-индивидуальный подход  к ребенку на уроке;

-индивидуальные и групповые диагностические занятия;

 

Структура коррекционно-развивающей помощи:

ПМПк

Психолого-педагогическая служба

Коррекционно-педагогическая служба

Логопедическая служба

Социально-педагогическая служба

ПМПк выступает как форма взаимодействия специалистов ОУ, объединяющихся для психолого-медико- педагогического взаимодействия.

В состав ПМПк входит  администрация, учителя СКК, психолог, логопед, медик, социальный педагог.

 

В своей работе ПМПк решает следующие задачи:

-выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии;

-выявление резервных возможностей детей;

-определение характера специальной коррекционной помощи;

-подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику развития.

 

Остановлюсь на особенностях работы ПМПк с детьми , обучающимися по программе СКОУ 8 вида.

Зачисление в школу по программе СКОУ VIII вида и СКОУ VII вида осуществляется в соответствии с рекомендациями районной ПМПк , оформленными соответствующими протоколами, по заявлению родителей, оформляется приказом директора школы. С родителями обучающегося оформляется договор.

Все задействованные специалисты составляют программы: учителя, логопед, психолог. На детей ,обучающихся на индивидуальном обучении на дому , составляются индивидуальные образовательные программы.

На каждого ребенка ведется индивидуальная карта учащегося специального коррекционного класса. Ее составляющие - индивидуальная карта психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку, которая разрабатывается на учебный год специалистами, лист личных достижений, в котором фиксируются результаты продвижения учащихся  в учебной деятельности, в области социальной адаптации.

 

Психолого-педагогическая диагностика проводится систематически.

В начале учебного года - стартовая диагностика, исходя из нее специалисты определяют  круг задач, которые необходимо будет решать в течение года, составляется индивидуальная программа. Все это отмечается в индивидуальной карте. Намечаются направления работы, технологический инструментарий, прогнозируется результат. С программой знакомятся родители, им также выдаются рекомендации.

В течение учебного года проводится текущая диагностика, результаты которой, степень продвижения ученика обсуждаются на заседаниях школьногоПМПк.

В случае необходимости, при возникающих проблемах, мы можем направить ребенка на консультацию на районную ПМПк, с которой мы сотрудничаем, у нас заключен  договор. Если возникает необходимость в квалифицированной медицинской консультации, обращаемся к районному детскому психиатру.

В конце учебного года проводится итоговая диагностика. В карте отмечается  фактический результат .

Таким образом у нас планируется, осуществляется индивидуальная работа.

Лист личных достижений предполагает мониторинг не только учебных достижений ребенка, что очень важно – это мониторинг в сфере социальной адаптации.

Результат может быть получен, если эта работа проводится по индивидуальным программам , на основе комплексной диагностики. В работе должна быть задействована вся команда: педагоги, специалисты, родители.

Комплектование специальных  коррекционных классов, отбор детей проводится в соответствии с рекомендациями районной ПМПК.

 

Если говорить о психолого-педагогических условиях условиях интегрированного обучения детей в классе «Особый ребенок», мы выделяем  следующие:

- педкадры

-программно-методическое обеспечение

-создание коррекционно-развивающей среды

-включение учащихся  с ограниченными возможностями в единое образовательное пространство.

    В работе с данной категорией детей задействованы и специальные кадры: педагог-психолог ( по штату ), учитель-логопед, данная ставка за счет доплат, социальный педагог, данная ставка тоже за счет доплат, школьный врач, фельдшер.

    Методическое сопровождение интегрированного обучения осуществляет методическая  служба школы, которая тесно взаимодействует с ЦД иК Аксайского района ( директор Панасенко Лариса Алексеевна), районным методическим кабинетом, ИПК и ПРО.

Совместно со специалистами  ЦД и К Аксайского района мы проводим семинары, анализ рабочих программ, мониторинг динамики развития учащихся.

    Создавая коррекционно-развивающую среду, мы развиваем как макроструктуру, так и микроструктуру. Директор школы Гомонишина Любовь Тимофеевна уделяет большое внимание совершенствованию учебно-материальной базы в соответствии с реализуемым проектом. В настоящее время в школе оборудованы кабинет психолога, комната психологической разгрузки, кабинет логопеда, специальнооборудованные классные комнаты для коррекционных  классов, медкабинет. Для оборудования использовались средства гранта, полученного по результатам участия школы в конкурсе лучших школ РФ в рамках ПНПО, средства  спонсоров, районного центра диагностики и консультирования.

Очень важно наличие специального коррекционного оборудования, часть оборудования мы уже приобрели в фирме «Добрый мир- юг»

Особое внимание уделяем санитарно-гигиеническим условиям пребывания детей, вопросам питания детей, организации  работы ГПД.

  Важнейшим условиям считаем применение здоровьесберегающих технологий, особенно в классе для детей с умеренной умственной отсталостью, где обучение индивидуальное, занятия интегрированные.

      Что касается взаимодействия специальных коррекционных классов с другими учениками. Эти дети наряду с другими принимают активное участие в жизни школы: поют в школьном ансамбле « Аксайские казачата», участвуют в праздниках, акциях. В настоящее  время устанавливается кураторство старшеклассников, проводятся совместные мероприятия и

праздники, выставки поделок детей класса «Особый ребенок».

      Результаты инновационной деятельности по созданию в школе кор.- раз. среды , позволяющей включить в образовательный процесс детей с разным уровнем познавательных возможностей, представлялись на районных педагических мероприятиях, методобъединениях учителей, представлены в передаче «Вести» Дон ТР, были публикации в Аксайской  районной газете «Победа», «Российской газете» и получили одобрение специалистов Министерства образования  Бельгии, которые познакомились с нашим опытом в 2007 г, 2009г. 

Полева Людмила Гориславовна,

Заместитель директора МОУ СОШ №1 г Аксая

 

 

К

Используются технологии uCoz