Анализ методической и инновационной
работы за 2011-2012 учебный год
В 2011-2012
учебном году методическая служба МБОУ СОШ №1 работая над проблемой «Создание условий, обеспечивающих качественное, доступное
образование разным категориям обучающихся в соответствии с современными
стандартами», решала следующие задачи:
2. Методическое сопровождение внедрения ФГОС в начальных классах.
3.
Подведение
итогов экспериментальной работы по реализации инновационного образовательного
проекта « Модель коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения
адаптивного типа», подготовка методических рекомендаций.
4. Подготовка к внедрению ФГОС на 2 образовательной ступени.
Эта работа осуществлялась в рамках реализации инновационных проектов -«Модель коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения адаптивного типа», итоги которого были подведены в 2011-2012 уч.г.,«Введение ФГОС в начальной школе» с 2010г, «Апробация УМК по математике издательства «Сферы» с 2011г, «Участие в реализации инновационной модели ММС в условиях сетевого взаимодействия» на протяжении 4 лет.
Во главу угла ставилась работа по совершенствованию
профессиональной компетенции учителей школы, что отвечает
направлениям президентской инициативы «Наша новая
школа».
Работа
по управлению процессом совершенствования
профессиональной компетенции
учителей строится по направлениям:
- повышение уровня квалификации;
- аттестация педкадров;
-курсовая переподготовка;
- экспериментальная работа;
- инновационная работа;
- работа по распространению передового опыта;
-участие в сетевом взаимодействии методических служб района;
- развитие инициативы и творчества учителей.
Работа по повышению уровня квалификации осуществляется через самообразование (в расписании уроков предусмотрены методические дни учителям), участие в работе ШМО, РМО, участие в школьных и районных творческих группах, своевременная курсовая переподготовка, участие в работе школьного постоянно-действующего методического семинара. Этой работой охвачен практически весь педсостав школы.
В школе планомерно осуществляется работа по повышению уровня квалификации педагогических кадров, курсовая переподготовка проводится в соответствии с планом-графиком. План-график формируется с учетом необходимости прохождения курсовой переподготовки, с учетом введения новых курсов, внедрения стандартов второго поколения.
В 2011-2012 уч.г. курсовую переподготовку в соответствии с планом прошли 5 учителей, дистанционно осуществляла обучение в педагогическом университете «1 сентября» Мартынович МЮ. Курсовую переподготовку по проблеме введения ОРКСЭ прошли 4 учителей. Курсовую переподготовку по проблеме «Внедрения ФГОС в начальной школе» прошли 7 учителей. Таким образом, учителя начальных классов полностью прошли подготовку по проблеме внедрения ФГОС. На следующий учебный год вытекает задача- курсовая переподготовка учителей основной школы в связи с переходом на ФГОС.
В настоящее время подавляющее большинство учителей школы прошли обучение по овладению информационными технологиями, в конце учебного года 5 учителей начальных классов прошли курсы по овладению интерактивным оборудованием, на новый учебный год запланирована курсовая переподготовка по данной проблеме.
В школе уделяется пристальное внимание вопросам аттестации педкадров. в 2011-12 уч.г.на первую категорию аттестовано 6 учителей, из них 1учитель впервые. На высшую категорию -2,на соответствие занимаемой должности 2 педагога. В 2011-2012 уч.г. состав учителей с высшей категорией составил 23%,с первой квалификационной категорией 51%. В течение учебного года проводилась работа по подготовке к аттестации педагогов в соответствии с новым Положением об аттестации педагогических кадров. Проводились семинары с коллективом и проводилась работа с аттестующимися учителями- групповая и индивидуальная.
В 2011-2012 учебном году инновационная деятельность в школе осуществлялась по всем направлениям, 91% педагогов школы включены в инновационную деятельность. Методическая служба оказывает организационно-методическое сопровождение всех инноваций. Основная роль заключается в инициировании, стимулировании, корректировке инновационных процессов. Эти задачи решаются через продуктивные формы методической работы.
Наша школа активно включилась в инновационную деятельность в условиях сетевого взаимодействия методических служб района- 23 учителя, что составляет 58% от общей численности коллектива принимали активное участие в работе районных творческих групп. На базе школы работали творческие группы: «Современные подходы в обучении литературы при освоении УМК под редакцией Г.С. Меркина», «Рабочая программа по английскому языку в условиях введения стандартов II поколения», «Формы и методы организации и подготовки обучающихся к итоговой аттестации по информатике и физике». Учителя школы Базаева ЛБ, Джунько НП, Лимаренко ЕН, Щербак МВ являются тьюторами районных творческих групп. Самое активное и эффективное участие в работе районных творческих групп приняли учителя русского языка и литературы во главе со Шпак НВ, которые посещали несколько творческих групп по актуальным проблемам, стали авторами публикаций в сборнике «Изучение библейских притч в школе»:Девяткина ИВ,Шпак НВ, Заломнова ЕВ.
Школа работала в течение нескольких лет над
реализацией
инновационного образовательного
проекта «Модель коррекционно-развивающей среды
образовательного учреждения адаптивного типа». В 2011-2012 уч.г. были подведены
итоги работы.
Объектом исследования
является интегрированное обучение детей с нарушениями интеллектуального
развития.
На первом этапе работы над проектом нами была разработана концепция и программа экспериментальной работы, разработаны локальные акты, регламентирующие деятельность педколлектива, осуществлено научно-методическое и информационное обеспечение.
На втором (конструктивном этапе) осуществлялась практическая реализация основных идей проекта, экспериментальная проверка их значимости для практики интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями.
На заключительном этапе анализировался, обобщался опыт создания коррекционно-развивающей среды общеобразовательного учреждения, осуществляющего обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Полученные результаты.
Опыт работы школы был представлен трижды на районном уровне на конкурсе «Инновации в образовании», на РМО учителей начальной школы, на РМО учителей-логопедов, педагогов-психологов, на областной конференции по проблеме интегрированного обучения, дважды опыт представлялся руководителям министерства образования Бельгии, на канале «Дон-ТР», были публикации в «Российской газете».
Отчет об экспериментальной работее представлен в методическом сборнике, изданном школой в 2012г.(авторы публикаций- Гомонишина ЛТ, Полева ЛГ, Луговик СВ, Жеглова НЕ).Работа в данном направлении будет продолжена.В настоящее время готовятся материалы для экспериментальной работы по проблеме: «Методическое обеспечение реализации ФГОС в классах для детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе».
В школе формируется опыт реализации ФГОС второго поколения.
В прошлом учебном году реализовывалась программа основного периода - реализация ФГОС в 1, 2-х классах. В 2011-2012 уч.г среди 1-х классов два класса обучаются по системе Л. Занкова, один класс по программе специального коррекционного класса для детей с нарушениями психического развития. Впервые класс, обучающийся по ФГОС второго поколения, открыт для данной категории детей. Это связано с тем, что по итогам психолого-медико-педагогического обследования выделилась значительная группа детей с нарушениями психического развития. Это соотносится и с реализуемым в школе инновационным проектом- «Модель коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения адаптивно типа». Для организации работы 1 класса, реализующего ФГОС на основе программ специального коррекционного класса VII вида, потребовало значительных усилий.
Значительная работа была проделана по доработке основной образовательной программы начального общего образования школы в связи с внесением МО РФ изменений в ФГОС в сентябре прошлого года. Активное участие в этой непростой работе приняли учителя школы: Лосева ОН, Мурашко АС, Кириченко ЕА.
В рамках внедрения ФГОС, реализации Концепции духовно-нравственного развития личности в школе осуществляется внедрение курса «Основы православной культуры» на 1, 2 образовательной ступенях, как самостоятельным курсом, так и модульно.
Можно
говорить и о распространении опыта по проблеме. Е.Н.Лимаренко разработаны
рабочие программы по
английскому языку для классов, работающих по ФГОС. Эти программы используются
учителями нашей школы и учителями школ Аксайского
района.
Учитель физкультуры Филина ГМ
разработала и успешно реализовала в условиях внедрения ФГОС программу внеурочной
деятельности
«Подвижные игры».Опыт реализации ею был представлен на районном конкурсе
«Учитель года» в 2010-2011 уч.г. В 2011-2012 уч.г. по данной программе работают
все учителя нашей школы, реализующие внеурочную деятельность в условиях введения
ФГОС. Разработка занятия по внеурочной деятельности «Подвижные игры» была
опубликована в сборнике инновационного опыта педагогов Аксайского района.
Учитель начальных классов
Лосева ОН неоднократно представляла опыт работы по
ФГОС педколлективу школы
в декабре 2010-2011 уч.г и в ноябре
2011-2012 уч.г.г
на
методических семинарах по проблеме «Методические аспекты внедрения стандартов
второго поколения».
В рамках августовской конференции 2011г на заседании РМО учителей технологии района был представлен опыт работы учителя технологии Иванча ВЮ по проблеме реализации программы внеурочной деятельности «Мое рукотворчество» в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.
Учитель информатики Копылова ОВ второй год реализует программу внеурочной деятельности «Информационные технологии».Открытое занятие внеурочной деятельности для учителей информатики проведено учителем в рамках РМО в мае 2011г. В 2011-2012 уч.г. учитель принимала участие в областной конференции «Информационные технологии в образовании», представив опыт работы. Опыт реализации программы внеурочной деятельности «Информационные технологии» вызвал интерес и у участников районного фестиваля инноваций в 2012г, по результатам которого учитель является лауреатом.
Апробация УМК по математике издательства «Сферы» - ав.Е.Бунимович осуществляется с 1.09.2011г в 5б классе учителем Калиниченко ИН.
В настоящее время разработана и реализуется рабочая программа. Для апробации УМК приобретено необходимое оборудование в кабинет математики- интерактивный мультимедийный комплекс.
В течение учебного года осуществляется
мониторинг учебных достижений обучающихся.
В феврале 2011-2012 уч.г педколлективу школы был представлен опыт реализации УМК на едином методическом дне школы: проведен открытый урок и семинар. Работа над проблемой продолжается.
В работе с педкадрами акцент делается на развитие инициативы и творчества учителей.
В 2011-2012уч.г. учитель русского языка и литературы Девяткина ИВ участвуя в районном конкурсе « Учитель года», представив опыт по проблеме «формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературы», стала лауреатом. Учитель русского языка и литературы Джунько НП, участвуя в региональных педагогических чтениях «Современный учитель новой школе», стала лауреатом. Учитель коррекционного класса Луговик СВ по итогам участия является лауреатом Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации». Все это свидетельствует об эффективности проводимой методической работы в школе.
Большая работа проводится по оснащению учебного процесса современным интерактивным оборудованием. Школа приобрела медиатеку, современное компьютерное оборудование. Для эффективной работы созданы мультимедийные кабинеты. Важная задача для всех методических объединений- формирование педагогического опыта в данном направлении
В 2011-2012 учебном году осуществлялось также методическое сопровождение направления - работа с одаренными учащимися. Эта работа осуществляется как через учебную так и внеклассную деятельность, индивидуальную работу. Результатом эффективной работы является то, что в 2011-2012 учебном году в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников было 155 участников, победителями стали-30, призерами-56 учеников. В районном этапе принимали участников-62 ученика, победителей-4 Медведева В.(по литературе),Бровкина С.( по биологии и химии),Кулеш М.(по географии),учителя, подготовившие победителей- Джунько НП, Полева ЛГ, Ровнова ЕН, Андреева ЛВ Призеров-4 Злыднева Н, Мельникова Ю. 3 место по истории, Подшибякин И. 3место по математике, Сосенков А. 3 место по физкультуре, учителя, подготовившие призеров- Берсенева АВ, Филина ГМ, Игнатов АВ. В региональном этапе Всероссийской олимпиады приняли участие 8 учеников, впервые в истории школы призером областной олимпиады стала Бровкина С. по биологии. В районном конкурсе «ИТО в образовании» 3 ученицы школы стали призерами (учителя - Базаева ЛБ, Копылова ОВ). В районном конкурсе знаний учащихся СКК призером стал Чупрун В (учителя Шпак НВ, Жужукина ИА). 4 учеников стали призерами районной олимпиады по православию (учитель Шпак НВ). В конкурсе учащихся с ограниченными возможностями здоровья «Прояви себя» стал победителем Гришин А , учащийся класса «Особый ребенок» (учитель Луговик СВ), 3 место заняла Колцанова А из 4в класса (учитель Кириченко ЕА).
По итогам участия в VII районной научно-практической конференции учащихся 1 место в номинации «Лучшая исследовательская работа» Зимина Д, учитель Джунько НП, 1 место в номинации «Лучший проект» занял Подшибякин И.В, числе лучших проекты Копыловой А, 5а кл, Коробко О, Прихожей С, 10бкл.
Каждому
ШМО
необходимо спланировать работу с одаренными учащимися в
новом учебном году, так как не все предметы имеют победителей районных
предметных олимпиад в 2011-2012 уч.г.: физика, иностранный язык, русский язык,
информатика, обществознание.
В работе с педкадрами широко используется диагностика. Направления диагностики: выявление уровня овладения педтехнологиями, диагностика методических затруднений, диагностика педопыта. По результатам диагностики учителей в 2011-2012 уч.г. овладели коммуникативно-диалоговыми технологиями 86%, технологиями дифференцированного обучения-84% ,овладели коррекционными технологиями и проблемным обучением 82%учителей, 68% педагогов овладели и применяют информационные технологии.
Если анализировать результаты диагностики по ШМО, то можно сделать вывод, что в большей степени овладели современными педтехнологиями учителя ШМО ОО «Естествознание». Перед учителями иностранных языков стоит задача- внедрение информационных технологий. Только половина учителей русского языка и литературы владеют технологиями проблемного обучения, коммуникативно-диалоговыми. Отсюда вытекают задачи для названных ШМО в новом учебном году.
В 2011-2012 уч.г. в школе были созданы профильные классы информационно-технологического и универсального профилей. Учителями школы разработаны и реализованы программы, разработанные на основе стандарта базового и профильного уровней, творческой группой учителей разработаны и предложены учащимся ряд программ элективных курсов.
В школе создаются условия для получения образования разным категориям учащихся:
- классы возрастной нормы
- классы коррекционно-развивающего обучения
- интегрированная форма обучения по программам СКК 7 вида
- профильное обучение
- индивидуальное обучение на дому
- экспериментально открыт класс для детей с умеренной умственной отсталостью, обучающихся по программам СКОУ 8 вида «Особый ребенок ».
В 2011-2012 учебном году в МОУ СОШ №1 на индивидуальном обучении на дому находилось 10 учащихся по состоянию здоровья, 23 учащихся обучались в интегрированной форме обучения по программам 7 вида в условиях класса возрастной нормы. Учебный процесс для данной категории учащихся строился в соответствии с учебным планом и учебными программами, прошедшими экспертизу в Центре диагностики и консультирования.
Деятельность
школьного ПМПк строилась в соответствии с Положением о ПМПк, планом работы. В
прошлом учебном году ПМПк обследовано 25 учеников.
Из них рекомендовано 6 ученикам обучение в классе возрастной нормы с выдачей рекомендаций, 19 были направлены на РПМПК.
Для успешной деятельности в данном направлении школе необходим дополнительно квалифицированный специалист – психолог.
В школе развивается служба мониторинга. Результаты диагностических исследований помогают вносить своевременные коррективы в планы работы школы по различным направлениям.
Анализ результатов анкетирования выпускников школы показал, что 98% опрошенных вполне устраивает школа, в которой они учатся. Здесь комфортные условия, понимающие и знающие свой предмет учителя, создаются условия для развития учащихся.
На итоговой аттестации подавляющее большинство выпускников подтвердили свои оценки в том числе и в форме ЕГЭ в 11 классе, и на независимой аттестации в 9 классах.
Задачи на 2012-2013 учебный год:
1.Методическое сопровождение
реализации основных направлений Программы развития школы по проблеме: «Создание
условий, обеспечивающих качественное, доступное образование разным категориям
обучающихся в соответствии с современными стандартами».
2. Методическое сопровождение внедрения ФГОС в начальных классах.
3. Подготовка к внедрению ФГОС на 2 образовательной ступени.