Инновационная деятельность образовательного учреждения в свете реализации ФГОС  второго  поколения

 

МБОУ СОШ №1  Аксайского  района является пилотной площадкой по внедрению ФГОС (пр. №472 МО РО от 3.06.2010г).

В первом полугодии 2009-2010 уч.г. была разработана программа введения ФГОС в школе, принятая педсоветом   и утвержденная приказом директора школы.

Цель данной программы- обеспечение введения ФГОС в школе в соответствии с нормами и  законодательной базой всех уровней управления образованием.

Задачи программы:

скоординировать действия педагогического коллектива по подготовке школы  к введению ФГОС;

ввести программно-целевое управление процессами введения  стандарта второго поколения;

спроектировать решение проблем образовательной деятельности для успешного выполнения требований стандарта;

консолидировать усилия  всех участников образовательного процесса в целях успешной реализации требований стандарта;

создать управленческий механизм введения ФГОС в соответствии с установленными регламентами.

Ожидаемые результаты реализации программы:

обеспечение возможности получения качественного образования всеми обучающимися  в соответствии с требованиями ФГОС;

приведение  в соответствие ресурсного оснащения школы в соответствии с требованиями ФГОС;

обеспечение всем обучающимся, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, получения услуг дополнительного образования;

позитивная динамика внеучебных достижений учащихся;

прохождение курсовой переподготовки педагогов по проблемам ФГОС;

рост числа  педагогов, имеющих квалификационные категории;

позитивная динамика учителей, использующих Интернет-ресурсы и ИКТ в образовательном процессе;

рост числа  детей, улучшивших показатели состояния физического и психического благополучия;

положительная динамика качества образования по результатам независимой экспертизы;

положительная динамика числа родителей и учащихся, удовлетворенных образовательной деятельностью школы;

Сроки и этапы реализации программы:

Подготовительный период.

1 этап – Декабрь 2009г- январь 2010г: создание банка материалов ФГОС, повышение квалификации педагогов, доработка календарного плана по внедрению стандарта.

2 этап – февраль-май 2010 г.: разработка нормативно-правовой и инструктивно-методической документации для ключевых направлений реализации Программы внедрения ФГОС на начальной ступени обучения; создание проекта основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта второго поколения, создание проекта учебного плана начальной школы на основе БУП, мониторинг ресурсного оснащения школы.

3  этап – июнь-август 2010 г.: корректировка плана внутришкольного контроля, обобщение результатов реализации  Программы подготовки школы к введению ФГОС.

Основной период.

1      этап – 2010-2011 уч.г : реализация ФГОС в 1-х классах. 

2     этап -  2011-2012 уч.г.: реализация ФГОС в 2-х классах.

                   2012-2013 уч.г.: реализация ФГОС в 3-х классах. 

3     этап -  2013- 2014 уч.г. :реализация ФГОС  в 4-х классах.

Подготовительная работа к внедрению ФГОС на  2 образовательной ступени.

В подготовительный период была проделана работа по подготовке к введению ФГОС. Осуществлен  мониторинг  учебно-материального оснащения, приобретено необходимое мультимедийное оборудование в кабинеты начальных классов, учебники. Учителя начальных классов прошли курсовую переподготовку.

Проведены  родительские собрания. Изучены интересы  и потребности  детей и их родителей в дополнительном образовании, с целью определения приоритетных направлений деятельности.

Проведен  педагогический  совет: «О переходе ОУ на ФГОС второго поколения. Утверждение основных направлений реализации стандарта».

Разработаны  проекты локальных актов, обеспечивающих внедрение ФГОС.

Осуществлена корректировка программы развития школы. Создан проект основной образовательной программы начальной школы в соответствии с требованиями стандарта второго поколения.

К концу подготовительного периода были разработаны рабочие программы для 1-х классов и  программы внеурочной деятельности.

  Основной период реализации программы.  

 1      этап – 2010-2011 уч.г : реализация ФГОС в 1-х классах.

В 2010-2011 уч.г. началась реализация ФГОС в 1-х классах по системе Л.Занкова. В течение 2010-2011 уч.г. сформировалась модель внеурочной деятельности. Была доработана  и принята основная образовательная программа начальной школы. Разработана программа формирования универсальных учебный действий, программа духовно-нравственного развития и воспитания. Продолжалась курсовая переподготовка учителей начальных классов. Совершенствовалась  учебно-материальная база начальной школы.

Были проведены методические семинары для учителей в связи с внедрением ФГОС:

1.Методические аспекты внедрения  стандартов второго поколения. Формирование УУД.

2. «Проектно-исследовательская технология, ее особенности в начальных классах».

3. «Требования к разработке рабочих программ в свете стандартов второго поколения».

4.Информационные технологии на уроке.

В школе осуществляется промежуточный мониторинг внедрения ФГОС.

Вопросы,  связанные с реализацией ФГОС в 1-х классах, рассматривались в 2010-2011 уч.г.  на методическом совете школы :

« Реализация стандартов второго поколения в 1-х классах начальной школы».

(Пр.№5 от 21.01.11г)

 «Анализ работы методической службы по проблеме: Создание условий для развития разным категориям учащихся через современные педтехнологии».(пр.№ 7  15 .05.11г)

В течение 2012011 уч.г осуществлялся мониторинг учебных достижений учащихся через использование папки личных достижений учащегося, накопительной системы оценки  «Портфолио».

Проведена годовая комплексная контрольная работа, которая позволила выявить степень  сформированности УУД (материалы прилагаются).

Опрос родителей обучающихся показал, что 99% опрошенных вполне устраивает организация учебного процесса, условия обучения, 1%- скорее устраивает, чем не устраивает.

В настоящее время реализуется программа основного периода  

 2     этапа -  2011-2012 уч.г.: реализация ФГОС в 1, 2-х классах.

В 2011-2012 уч.г среди 1-х классов два класса обучаются по системе Л. Занкова, один класс по программе специального коррекционного класса для детей с нарушениями психического развития. Впервые класс, обучающийся по ФГОС  второго поколения, открыт для данной категории детей. Это связано  с тем, что по итогам психолого-медико-педагогического обследования выделилась значительная группа детей с нарушениями психического развития. Это соотносится и с реализуемым в школе инновационным проектом- «Модель коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения адаптивно типа», цель реализации которого- создание условий для развития разным категория учащихся (областная экспериментальная площадка по реализации инновационного образовательного проекта « Модель коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения адаптивного типа» в соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области  №1563 от 06.06.2008г).В настоящее время нет примерных программ для специальных коррекционных классов, реализующих ФГОС второго поколения.  Организация работы 1 класса, реализующего ФГОС на основе программ специального коррекционного класса VII вида, потребовала значительной работы: разработана  программа  коррекционной работы ( как часть основной образовательной программы начальной школы),  было соотнесено содержание программ СКК VII вида, примерных программ на основе стандартов второго поколения и были разработаны рабочие программы для 1-го коррекционного  класса, в которых запланирована коррекционно-развивающая работа.

В 2011-2012 уч.г продолжается курсовая переподготовка учителей начальных классов для работы по ФГОС, проводятся семинары для учителей школы, индивидуальные консультации .

Ведется подготовительная работа к введению ФГОС на второй образовательной ступени: через семинары, на ШМО, через курсовую переподготовку, районные творческие группы (школа является опорной по направлениям:1. «Внедрение современных УМК». 2. «Профилизация образования».3. «Внедрение ФГОС»).

Реализуется модель внеурочной деятельности по направлениям, представленная следующими программами

1. Спортивно-оздоровительное направление:

Подвижные игры -1ч в нед.

Ритмика -1ч в нед

2. Общекультурное

Мое рукотворчество -2ч в нед.

Риторика -1ч в нед.

Полезные привычки -1ч в нед

3. Общеинтеллектуальное:

Информационные технологии -1ч в нед.

4. Духовно-нравственное

Мое жизнетворчество -1ч в нед.

Доноведение -1ч в нед.

Основы православной культуры -1ч в нед.

В 2012-2013 учебном году ФГОС реализуются в 1,2,3 классах и экспериментально в 5 классах.

 

Учебный план 5а и 5б классов в рамках федерального государственного образовательного

стандарта основного общего образования.

Предметные области

Учебные предметы

Обязательная часть

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Филология

Русский язык

6

1

Литература

3

 

Иностранный язык

3

 

Математика и информатика

Математика

Информатика

5

1

1

Обществознание

История

2

 

Обществознание

1

 

География

1

 

Естествознание

Биология

1

 

    Искусство

Музыка

1

 

Изобразительное искусство

1

 

Технология

Технология

2

 

Физическая культура и ОБЖ

Физическая культура

3

 

Итого

 

29

3

 

План внеурочной деятельности в основной школе.

Направление внеурочной деятельности

Формы организации

Спортивно-оздоровительное

Подвижно-оздоровительные игры

1

1

Общекультурное

Мир вокруг нас

4

 

 

Мое рукотворчество

1

1

Общеинтеллектуальное

Юный исследователь

 

4

 

Мир чисел

 

2

 

Математическая шкатулка

2

 

Духовно-нравственное

Православная культура

1

1

 

Познай себя

1

1

Используются различные формы работы педагогов по реализации инновационного проекта. Учителя школы, реализующие ФГОС, работают единой проектной командой. В разработке основной образовательной программы начальной школы принимала участие творческая группа учителей начальных классов. Другая форма работы- участие в работе школьного постоянно-действующего семинара. В 2011-2012 уч.г.ряд учителей начальных классов работает в районных творческих группах на принципах сетевого взаимодействия (список прилагается).

В школе формируется опыт реализации ФГОС второго поколения.

 На базе школы работает районная творческая группа «Рабочая программа по английскому языку в условиях внедрения стандартов 2 поколения», которой руководит учитель английского языка нашей школы Лимаренко Елена Николаевна. Под руководством  Е.Н. Лимаренко разработаны рабочие программы по английскому языку для классов, работающих по ФГОС. Эти программы используются учителями нашей школы и учителями школ Аксайского  района.

Учитель физкультуры Филина Г.М. разработала и успешно реализовала в условиях внедрения ФГОС программу внеурочной деятельности «Подвижные игры». Опыт реализации ею был представлен на районном конкурсе «Учитель года» в 2010-2011 уч.г. В 2011-2012 уч.г. по данной программе работают все учителя нашей школы, реализующие внеурочную деятельность в условиях введения ФГОС.

Разработка занятия по внеурочной деятельности «Подвижные игры» была опубликована в сборнике инновационного опыта педагогов Аксайского района.

Учитель начальных классов Лосева ОН неоднократно представляла опыт работы по ФГОС педколлективу школы в декабре 2010-2011 уч.г и в ноябре 2011-2012 уч.г.г  на методических семинарах по проблеме «Методические аспекты внедрения стандартов второго поколения».

В рамках августовской конференции 2011г на заседании РМО учителей технологии района  был представлен опыт работы учителя технологии Иванча В.Ю. по проблеме реализации программы внеурочной деятельности «Мое рукотворчество» в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

Учитель информатики Копылова О.В. второй год реализует программу внеурочной деятельности «Информационные технологии».Открытое занятие внеурочной деятельности для учителей информатики проведено  учителем в рамках  РМО в мае 2011г. В 2011-2012 уч.г. учитель принимала участие   в областной конференции «Информационные технологии в образовании», представив  опыт работы. Опыт реализации  программы внеурочной деятельности «Информационные технологии» вызвал интерес у организаторов конференции  и  был опубликован в сборнике материалов конференции.

Учитель 1-го класса СКК VII вида, реализующего ФГОС второго поколения, Дуленко Н.М. является участником районной творческой группы  « ФГОС в специальных коррекционных классах».Опыт разработки рабочих  программ для специального коррекционного класса в условиях ФГОС представлялся ею учителям района.

Следует отметить проблемы  реализации инновационного проекта :

- большая нагрузка у  учителей,  занятость  учителей начальных классов в 2 смены;

- невозможность выполнения всех условий для организации второй половины дня в соответствии с  новыми нормами  СанПина (в группе продленного дня 1-х классов наличие спальной комнаты и т.д.).

В школе созданы условия для успешной реализации инновационных проектов.

1. Созданы условия для самообразования ( предоставляется методический день) , участия в работе  ШМО, в творческих группах, для прохождения курсовой переподготовки.

2. Созданы условия для освоения информационных технологий. В 2010-2011 уч.г.23 учителя прошли курсовую переподготовку по овладению информационными технологиями.

3. Улучшение учебно-материальной базы, оснащение учебных кабинетов современным оборудованием,  в т.ч. цифровым.

4. Меры материального и морального стимулирования педагогов по результатам работы.

Перспективы развития инновационного проекта:

·        введение ФГОС на  2 образовательной ступени;

·        развитие форм получения образования разным категориям учащихся,  в т.ч.  индивидуальной образовательной траектории на 3 ступени в связи с введением ФГОС;

·        развитие учебно-материальной  базы школы.

Используются технологии uCoz