Паспорт проектной работы.
Название проекта: Сила
воли
Руководитель проекта:
Полева Людмила Гориславовна, учитель биологии МОУ СОШ № 1, зам. дир.
школы.
Консультант проекта:
Баранова Марина Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор РГПУ,
Панасенко Лариса Алексеевна, директор ЦД и К.
Учебный предмет в рамках,
которого проводиться работа по проекту - биология.
Состав проектной группы:
Бзукашвили Тина, Митусов Дмитрий, Панченко Екатерина,
учащиеся 10 класса А МОУ
СОШ №1.
Тип проекта
исследовательский.
Цель проекта :
практическая -выявление
факторов, влияющих на развитие силы воли у подростков;
-педагогическая - развитие
исследовательских и аналитических умений.
Задачи проекта:
-
сбор и анализ
информации по проблеме;
-
определение
методики исследования;
- проведение исследования
уровня силы воли у подростков;
-
выявление
факторов,влияющих на развитие силы воли, в ходе анализа результатов.
Вопросы проекта:
- что такое сила воли?
- выявление уровня силы
воли.
-
на основе
результатов исследования определить факторы, влияющие на развитие силы
воли.
Необходимое оборудование:
дневники наблюдений.
Гипотеза исследования.
Приступая к исследованию мы
предполагаем, что наиболее важными факторами развития силы воли
являются: личная значимость намеченного для человека, желание
достичь цели, вера в свои силы, терпение.
Метод исследования:
наблюдение, качественный анализ результатов исследования.
Объект исследования:
развитие силы воли у подростков
Предмет исследования:
факторы, влияющие на развитие силы воли у подростков.
Предполагаемые
результаты:
-
установление
на основе исследований факторов, влияющих на развитие силы воли;
-
выявление
уровня силы воли;
-
углубление
представления о силе воли;
Этапы работы:
1 Постановка
социальнозначимой проблемы.
2 Выдвижение гипотезы.
3 Определение методики
исследования.
4 Поиск информации по теме
исследования.
5 Обработка, осмысление
информации.
6 Проведение исследования.
7 Анализ, обобщение
результатов исследования.
8 Подготовка презентации.
9 Презентация проекта,
защита.
Аннотация.
Сила воли - одна из
могущественных сил человеческой природы и в то же время нам нам менее
известная. Люди, не имеющие собственной воли, удобно и легко
приспосабливаются к окружению. Они позволяют эксплуатировать
себя, использовать даже с недобрыми целями, но вот уважают и ценят их
редко.
Проблема развития
силы воли актуальна для любого человека, но для подростка особенно
значима. Если ученик тренирует свою силу воли, добивается успехов в
учебе, спорте. Во взрослой жизни он буде так же успешен. Ведь
слабовольные люди даже при наилучших условиях ничего не достигали в
жизни. А если говорить о таких пагубных пристрастий нашего времени
никотин, алкоголь, наркотики. Их жертвами, как правило, становятся
безвольные люди, которые не могут противостоять, вовремя сказать:
Нет!
Важно то, что участники
проекта, работая с информацией по проблеме, расширили представление о
таком понятии как, сила воли, которое в школьной программе изучается
ознакомительно.
Проводимое исследование
силе воли помогло учащимся выявить уровень силы воли. Анализ
результатов наблюдений, осмысление, обобщение помогло определить
факторы, влияющие на развитие силы воли.
Основываясь на
наблюдениях, учащиеся назвали факторы, которые влияют на силу воли. Кто
имеет цель, работает над её осуществлением, развивает свою силу
воли. Правильная цель должна: приносить пользу обществу, способствовать
развитию самого человека.
В ходе
наблюдений отмечается, что мы достигаем намеченного, если у нас было
сильное желание этого достичь. Необходимо сконцентрировать своё
желание на главном. Человек достигает в жизни чего-то особенного, если
этого сильно пожелает. Желание один из корней силы воли.
Следующее, что
является важным. Это смелость. Все желания реализовать не
удается. Надо добровольно отказаться от второстепенных желаний. При
осуществлении одного большого желания, мелкие выполняются как
сопутствующие или отпадают как лишние.
Следующий
фактор, влияющий на силу воли вера в то, что мы можем добиться
своей цели. Известно, что вера способна свернуть горы, она пробуждает
силы, необходимые для свершений.
Следующий фактор
жизненная сила, крепкое здоровье, нервная система.
И, наконец
терпение. Не последнюю роль в успехе нашего дела играло терпение.
Лентяи могут начать задуманное, но победителем становится тот, кто не
отступает при неудачах.
Чтобы в жизни
идти в том направлении, в котором человеку нужно, а не плыть туда, куда
понесёт течение, необходимо напрягать силу воли часто и помногу. От
постоянных нагрузок она будет становиться сильней.
Предполагаемые результаты:
В
результате исследования учащиеся:
- углубят
представления о силе воли;
- выявят
уровень силы воли;
-
установят на основе результатов наблюдений факторы,
влияющие на развитие силы воли.
Этапы работы:
-
постановка социальнозначимой проблемы;
-
выдвижение гипотезы;
-
планирование действий по реализации проекта;
- поиск
информации по теме исследования;
-
обработка, осмысления информации;
-
проведение исследования;
- анализ,
обобщение результатов исследования;
-
подготовка презентации;
-
презентация проекта, защита.
Вступление
Сила воли
- одна из могущественных сил человеческой природы и в то же время нам
наименее известная. Люди, не имеющие собственной воли, удобно и легко
приспосабливаются к окружению. Они позволяют эксплуатировать себя,
использовать даже с недобрыми целями, но вот уважают и ценят их
редко.
Проблема развития силы воли актуальна для любого человека, но для
подростка, школьника особенно значима. Способность добиваться намеченной
цели важна в жизни. Если ученик тренирует свою силу воли,
добивается успехов в учебе, спорте. Во взрослой жизни он буде так же
успешен. Ведь слабовольные люди даже при наилучших условиях ничего не
достигали в жизни.
А если
говорить о таких пагубных пристрастий нашего времени никотин,
алкоголь, наркотики. Их жертвами, как правило, становятся безвольные
люди, которые не могут противостоять, вовремя сказать: Нет!
Важно
то, что участникам проекта, работая с информацией по проблеме, расширили
представление о таком понятии как, сила воли, которое в школьной
программе изучается ознакомительно.
Проводимое исследование о силе воли
помогло нам выявить уровень силы воли. Анализ результатов наблюдений,
осмысление, обобщение помогло определить корни силы воли.
Исследование силы воли
Изучив
информацию по проблеме Воля. Сила воли мы поставили перед собой цель
исследовать силу воли путём наблюдения за своим поведением в течении
определённого времени. Исследование проводилось индивидуально каждым
учащимся.
Митусов Дмитрий выполнял задания в течении месяца:
не
употреблять сладкого;
рано
вставать утром;
воздерживаться от грубости на замечания.
Панченко Екатерина более месяца выполняла задания:
собираться быстро по утрам в школу, не опаздывать;
не есть
после 6 часов вечера;
делать
все дела днём, не выполнять уроки поздно вечером;
Бзукашвили Тина около 2 месяцев выполняла задания:
не
опаздывать в школу;
не есть
после 6 часов вечера;
воздерживаться от грубости.
Ежедневно
мы вели записи в дневниках. (см.приложение). При этом отмечали: что
удалось, а что не удалось, то, что помешало? Если удалось, какие
трудности пришлось преодолеть? Казалось бы на первый взгляд, очень
простые задания. Но на деле оказалось, что не всегда легко заставить
себя отказаться от соблазна съесть сладкое, если тем более в праздничные
дни, или пришли гости. Это оказалось сложным и для Димы Митусова, часто
не могла противостоять слабости съесть сладкое или ужинать после 6 часов
вечера Панченко Екатерина. Бзукашвили Тина пыталась сопротивляться
соблазну, но видимо нужно иметь очень сильную волю, чтобы отказаться от
употребления пищи на дне рождения брата. Что касается пункта вставать
утром рано и не опаздывать, здесь сильную волю продемонстрировал Митусов
Дмитрий. Практически не опоздал ни разу в школу. Бзукашвили Тина к концу
исследовательского периода меньше имела опозданий в школу. Хуже обстоит
дело у Панченко Екатерины. У неё опозданий было больше. Девочки
объясняют, что не смогли в течении дня распределить рабочее время,
допоздна делали уроки и в результате утром не могли рано подняться.
Митусов Дима, Бзукашвили Тина пробовали воздерживаться от грубых ответов
на замечания старших, братьев. Митусову Диме на протяжении всего периода
это удавалось сделать. Тина Бзукашвили иногда срывалась в общении с
братом. Особенно, если этому предшествовали неприятности в школе.
Таким образом, исследование показало, что мы сознательно пытались
регулировать своё поведение. Выполняя задания приходилось преодолевать
трудности, внешние помехи. Для преодоления трудностей необходимо было
волевое усилие. Требовалась настойчивость, дисциплина,
сосредоточенность. Но не всегда и не у каждого из нас сила воли была
достаточной для преодоления помех, соблазнов. Не всегда мы достигали
цели. Чтобы тренировать силу воли, надо было взять для работы самый
главный пункт, где требовались изменения. Энергия рассеивалась на
многое. Нужно всё-таки было выделить главное, на что направить усилие
воли.
Наиболее сильной оказалась воля у Митусова Димы, у него видимо было
сильное желание добиться намеченной цели. Не всегда могла проявить силу
воли Бзукашвили Тина, менее сильной оказалась воля у Панченко Кати. Тут
видимо сыграло роль плохое самочувствие девочек, частое недомогание.
Основываясь на результатах исследования, мы для себя делаем заключение:
нам необходимо развивать силу воли.
Заключение
Проанализировав результаты своего исследования, мы делаем следующие
выводы.
Основываясь на наблюдениях, мы попытались определить факторы, которые
влияют на силу воли. Кто имеет цель, работает над её
осуществлением, развивает свою силу воли. Правильная цель должна:
приносить пользу обществу, способствовать развитию самого человека.
В ходе наблюдений отмечаем, что мы достигаем намеченного, если у нас
было сильное желание этого достичь. Необходимо сконцентрировать
своё желание на главном. Человек достигает в жизни чего-то особенного,
если этого сильно пожелает. Желание один из корней силы воли.
Следующее, что является важным, на наш взгляд. Это смелость. Все
желания реализовать не удается. Надо добровольно отказаться от
второстепенных желаний. При осуществлении одного большого желания,
мелкие выполняются как сопутствующие или отпадают как лишние.
Следующий фактор, влияющий на силу воли вера в то, что мы можем
добиться своей цели. Известно, что вера способна свернуть горы, она
пробуждает силы, необходимые для свершений.
Следующий корень силы воли жизненная сила, крепкое здоровье,
нервная система.
И, наконец терпение. Не последнюю роль в успехе нашего дела играло
терпение. Лентяи могут начать задуманное, но победителем становится тот,
кто не отступает при неудачах.
Чтобы в жизни идти в том направлении, в котором человеку нужно, а не
плыть туда, куда понесёт течение, необходимо напрягать силу воли часто и
помногу. От постоянных нагрузок она будет становиться сильней. Мы
рекомендуем и другим потренировать свою силу воли.
|