ПРОЕКТ

ОСОБЕННОСТИ  СИНТАКСИСА

    ГАЗЕТНОЙ  ПУБЛИКАЦИИ

 

 

Проект выполнила  Павлова Татьяна, ученица 7 класса

 

Руководитель проекта:  Шпак Неля Владимировна, учитель русского языка и литературы.

  

                                     

Введение

       Цель исследования:  выявление в газетных публикациях характерных для публицистического стиля синтаксических конструкций.

    Задачи:

1)      охарактеризовать особенности публицистического стиля;

2)  определить специфику газетно-журнальной разновидности
публицистического стиля;

3)      описать особенности синтаксиса публицистического текста;

 

4)  охарактеризовать материалы для наблюдения в соответствии с
определенными принципами;

5)      обобщить результаты наблюдения.

Объект исследования: газетная  разновидность публицистического стиля.

     Материалы исследования: газетные статьи  газеты «ПОБЕДА».                        

 При выборе материала учитывались его связность, логичность, композиционная цельность.

     Предмет исследования: синтаксические конструкции.

     Тезис: для синтаксиса публикаций газеты «ПОБЕДА» в большей степени характерны сложноподчиненные, простые, повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения, что говорит о том, что текст передает объективность и эмоциональность данного материала.

 

1.Теоретическая часть.

     Теоретическая часть носит реферативный характер и рассматривает последовательно следующие вопросы:

-    публицистический стиль, языковые и стилистические черты: взаимообусловленность языковых и стилевых особенностей, публицистического стиля;


 

-    особенности газетной  разновидности  публицистического стиля;

-    характерные черты публицистического стиля.

                              2.    Практическая часть.

Практическая часть исследования  предполагает описание наблюдений и

анализ их  результатов в следующей последовательности:

-  описание материалов, предназначенных для наблюдения; -  изложение принципов или этапов анализа;                                   -  рассмотрение результатов наблюдений;                                                  -   выводы.

                              3.   Материалы исследования.

     Исследовано 2 текста статьи « О чипсах, пирожках, горячем  чае…» из газеты «Победа» (Среда, 31 января 2007 г. №15).

    1 – й текст: «С заботой о детях».

    2 – й текст: «Реклама – двигатель прогресса».

                            4.   Ход исследования.

Статьи можно анализировать по предложениям на основе следующего принципа:

 

   1. В предложениях  выделяются главные члены.

 

   2. Предложения разбираются по схеме, определяющей характер предложения:

 

- распространенное или нераспространенное;

 

- повествовательное или нет;

 

- содержит или не содержит эмоциональную окраску (восклицательное или вопросительное);

 

- сложное или простое;

 

- осложняется ли причастными  или деепричастными оборотами;


 

 -  осложняется или нет однородными членами, вводными словами.

 

3. Выявляются особенности публицистического стиля:                   

 -  конструкции предложений;

-  возможная эмоциональность;                                                          

-  распространенность или не распространенность.

    4.  Выводы.

 

      

                                   Текст №1

1. Сложноподчиненное, распространенное, невосклицательное, повествовательное предложение.

 

2.Простое, распространенное, невосклицательное, повествовательное предложение.

 

З.Простое, распространенное, невосклицательное, повествовательное предложение.

 

4.       Простое, распространенное, невосклицательное, повествовательное
предложение.

 

5. Сложное, распространенное, невосклицательное,
повествовательное, с бессоюзной и подчинительной связью, осложнено деепричастным оборотом
.

 

6.Сложноподчиненное, распространенное, невосклицательное, повествовательное,  осложнено однородными членами предложения.

                                                                                                                                                          

 7.Простое, распространенное, невосклицательное, повествовательное предложение.

 

8.Простое, вопросительное, распространенное предложение.

 

9.       Простое, невосклицательное, повествовательное, с однородными членами.

 

10.Простое, невосклицательное, повествовательное, распространенное предложение.

 

11.Простое предложение, распространенное, невосклицательное,
повествовательное, осложнено однородными определениями.

 

12. Простое, распространенное, невосклицательное, повествовательное  предложение.

 

13. Простое. распространенное, невосклицательное,
повествовательное  предложение, осложнено причастным оборотом.

14. Простое, распространенное, невосклицательное, повествовательное
 предложение.

 

 

15. Сложноподчиненное, распространенное, невосклицательное,
повествовательное, осложнено однородными членами
предложения.

 

16. Простое, распространенное, невосклицательное,
повествовательное предложение.

 

17.Сложноподчиненое, распространенное, невосклицательное, повествовательное, осложнено однородными членами предложения и деепричастным оборотом.

 

18.Простое, распространенное, невосклицательное, повествовательное предложение.

 

19.Простое, распространенное, невосклицательное, повествовательное предложение.

 

20.Сложноподчиненное, распространенное, невосклицательное, повествовательное, осложнено однородными членами предложения.

 

21. Простое, распространенное, невосклицательное, повествовательное предложение.

 

22.Бессоюзное, невосклицательное, повествовательное предложение.

 

23. Простое, распространенное, невосклицательное, повествовательное
 предложение.

 

24. Бессоюзное, распространенное, невосклицательное,
повествовательное предложение.

 

 

 

                            Текст №2

1. Простое, распространенное, невосклицательное, повествовательное предложение, осложнено однородными членами.

 

2. Простое, распространенное, невосклицательное, повествовательное,  осложнено однородными членами предложения и обобщающим словом.

3. Простое, невосклицательное, повествовательное предложение.

4.Простое, вопросительное, восклицательное  предложение.

 

 5. Простое, распространенное, восклицательное, осложнено деепричастным оборотом.

 

6. Простое, невосклицательное, повествовательное предложение.

 

7. Простое, восклицательное, распространенное предложение.

 

8. Сложноподчиненное, распространенное, невосклицательное, повествовательное предложение.

 

9. Сложноподчиненное, распространенное, невосклицательное, повествовательное, осложнено вводным предложением и деепричастным оборотом.

 

10.Сложносочиненное, распространенное, невосклицательное, повествовательное, осложнено причастным оборотом.

 

11.  Сложноподчиненное, распространенное, невосклицательное,
повествовательное, осложнено однородными членами
предложения.

 

12.  Сложноподчиненное, распространенное, невосклицательное,
повествовательное, осложнено вводным предложением.

 

13.Сложноподчиненное, распространенное, невосклицательное, повествовательное, осложнено вводным  словом.

 

 

   Количество повторяющихся предложений.

 

1.  Простое, распространенное, невосклицательное, повествовательное ( 35%).

 

2. Простое, распространенное, невосклицательное, осложнено однородными членами предложения.( 10,8%).

 

3. Сложноподчиненное, распространенное, невосклицательное, повествовательное, осложнено однородными членами предложения ( 10,8%).

 

4. Сложноподчиненное, распространенное, невосклицательное, повествовательное предложение.( 8,1%).

 

5. Сложноподчиненное, повествовательное, невосклицательное, распространенное, осложнено вводными словами и деепричастным оборотом ( 8,1%).

 

6. Простое, восклицательное, распространенное предложение ( 5,4%).

 

7.Сложносочиненное, повествовательное, невосклицательное, распространенное, осложнено однородными членами и деепричастным оборотом ( 2,7%).

 

8.Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью (2,7%).

 

                                        Примеры:

 

1.     Особое внимание уделяется предоставлению питания детям из малообеспеченных семей, расходы на которые берут областной и районный бюджеты (из текста №1).

2.     На питание одного ребенка из малообеспеченной семьи выделяется 5 рублей в день( из текста №1).

3.     Так я столкнулась с другой стороной вопроса, которая как раз и заключается в здоровом питании наших детей (из текста №2).

4.     Наши дети стоят перед выбором – модно или полезно, и ребенку, поверьте, очень не просто объяснить, что товар в красивой упаковке негативно повлияет на его здоровье (из текста №2).

       

 

 

                                                    Вывод:

 

           В результате  выполнения проекта можно сказать, что в синтаксисе данной газетной статьи ( « О чипсах, пирожках, горячем чае…» из газеты «Победа») отмечаются сравнительно несложные конструкции, обилие необычных словосочетаний,  употребление глаголов настоящего времени в значении прошедшего или будущего, использование однородных членов предложения, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, вопросительных и восклицательных предложений, что характерно для текстов публицистического стиля и передает объективность и эмоциональность этого материала.
Используются технологии uCoz