Бытует мнение,
что в провинции поставить хороший балет невозможно. Кто там у вас
танцевать будет? сомневаются спесивые балетные критики. - Ансамбль
казачьих плясок, что ли? " А знаете ли вы, что утонченные любители
классического балета называли труппу "конюшней". Так и говорили: "В
Мариинке конюшня, пожалуй, получше будет, чем в Большом". Есть в
"конюшнях" этих двух мегатеатров свои фавориты, и аутсайдеры и "темные
лошадки". А что же у нас? Кто танцует донское "Лебединое"?
Надо признать, что Ростовский государственный
музыкальный театр артистов балета пока приглашает из столиц. Своих
профессиональных танцоров еще нет. Но будут! Перспективы весьма
неплохие, ведь у нас самая молодая балетная труппа и самая юная школа в
России.
Валентин Сергеев - один из воспитанников этой
кузницы будущих артистов. Кроме того, он учится и в обычной средней
школе номер 1 в городе Аксае. Валя мой одноклассник. Ему четырнадцать
лет, он остроумный и доброжелательный. Я и подумать не могла, что этот
веселый мальчишка выдерживает ежедневные многочасовые тренировки,
болезненные растяжки, изнурительные занятия у балетного станка. Мне
всегда казалось, что люди, занимающиеся балетом особенные. Ведь их
жизнь проходит в безумной гонке между репетиционным залом и сценой.
Многие не выдерживают напряжения и конечной остановки не достигают. Те
же, чье терпение и упорство не знают границ остаются. Самые преданные
- навсегда Балет проникает в душу каждого, влечет за собой, однако
большая часть попавших под его волшебство, становится просто любителями
этого искусства. Малая же толика оставшихся погружается в кипучую
сценическую жизнь. Валентин надеется, что у него получится пройти
жесткий отбор.
Однажды я попросилась на занятия вместе с ним
В балетном зале идет репетиция, звучит музыка
Чайковского. Скоро на сцене будут давать Лебединое озеро, и артисты
немного нервничают, ведь получается еще далеко не все.
На полу зала ничком лежит парень, а за спиной у
него гигантские черные крылья, размахом метра два с половиной, не
меньше. Это Ротбарт злой гений. Крылья его из шелка, и шили их
несколько недель по специальному заказу.
-Поднимайся медленно, прогибай спину, - говорит
балетмейстер. - Когда будем репетировать на сцене, постарайся декорации
не задеть.
Ротбарт встает, медленно взмахивает крыльями и
вдруг подмигивает моему спутнику.
Валентин Сергеев пока только мечтает оказаться
в костюме злого гения и танцевать серьезные партии, но это только пока
- Я танцую уже пять лет, - рассказывает Валя.
- Сначала занимался бальными танцами, но потом моя партнерша заболела и
перестала тренироваться. Найти пару мне так и не удалось. Родители,
заметив как сын скучает без танцев, отвели его на кастинг в балетную
школу. Валентина попросили сесть на шпагат и станцевать, что умеет. С
уже наработанными физическими данными пройти смотр оказалось несложно.
Так Сергеев оказался в школе для самых юных артистов балета.
Тренировки проходят каждый день. Валентину даже
добраться до театра нелегко. Ведь путь из другого города занимает немало
времени. Но, зайдя в балетный зал, после очередной пересадки и давки в
автобусе приходится выпрямиться и тянуть носки изо всех сил. Так по пять
шесть часов.
-Я попал в хорошие, а главное сильные руки, которые
готовы просто в узел завязать на растяжках, - признается Валентин, - но
я понимаю, что это и требуется от балетмейстера.
Сильные и хорошие руки принадлежат приме
Ростовского государственного музыкального театра Плонеш Юлии Николаевне.
Она танцующий тренер задействована во многих спектаклях, но и школу
балетную ведет. Под ее руководством Валя занимается третий год.
- Нам пока не дают каких-то серьезных партий.
Большую часть занятий мы возим ногами по полу - стоим у станка и
делаем батман тендю, эшапе и другие упражнения. Знаем, что пахать
надо с самого начала и в полную ногу. Ведь век у балетных очень
короткий. Потанцевал 20 лет и в отставку. На пенсию артистов балета
отправляют в 38, труд их приравнен к тяжелой физической работе. Так что
капризничать и лениться некогда
Результатом всех усилий, проделанных в будние дни,
является участие в спектаклях по выходным.
- Поистине, чудесные бывают моменты, когда
выходишь на сцену, смотришь в зал и видишь людей в вечерних нарядах,
дирижера с музыкантами в оркестровой яме, а вокруг море света. Я уже
не раз выступал. Конечно, пока на втором плане, а, скорее, даже на
третьем, но и за это спасибо.
Наш герой принимал участие в спектаклях
Щелкунчик, Ромео и Джульетта, Дон Кихот и многих других.
Как известно артисты люди суеверные. Кто-то перед
началом театрального действия целует сцену, кто-то считает, что
танцевать надо обязательно с правой ноги, другие крестятся, читают
молитвы.
- В детской балетной труппе пока нет особых примет,
мы просто желаем друг другу удачи, - рассказывает Валентин. - Но один
раз, когда нам разрешили посмотреть Лебединое озеро из-за кулис,
увидеть все, так сказать, с изнанки, я заметил очень интересную примету
или, скорее, ритуал. Партию Одетты исполняла тогда Мария Корзенкова
наша знаменитая балерина. А подбадривал ее перед выходом муж Олег
главный балетмейстер взрослой труппы. Перед самым выходом на сцену она
что-то шепнула своему партнеру, и оба перекрестились. А потом Мария
оторвала маленькое перо из своего головного убора и кинула на сцену. Вот
и весь ритуал, но без него Корзенкова не начинает танцевать эту партию.
Своим кумиром за безупречно отточенную технику,
виртуозность и легкость исполнения Валя считает Рудольфа Нуриева. За
свою тридцатилетнюю карьеру Нуреев подготовил свыше ста партий. А как
танцует!
-Я много раз пересматриваю записи спектаклей с
участием Рудольфа, и каждый раз думаю, что не всякий может так высоко
прыгнуть. И в прямом и в переносном смысле.
У балетных есть своя поговорка не падает тот, кто
не танцует. Может, в зале и смешно кому-нибудь, но для артиста это,
скорее всего, травма.
Однако он не вскрикнет от боли, если упадет, и не
вытрет пот со лба во время спектакля. Зрители не заметят, как
напрягаются натруженные мускулы.
- Я смотрю на опытных артистов, и мне кажется,
будто они и не люди вовсе, а эльфы, - признается Валентин Сергеев. -
Каким трудом дается победа над гравитацией на сцене не видно никому. Как
сказал поэт Мережковский о балете:
Кто назвал это дело конюшней?
Обижать это дело не надо!
Для меня балет это шанс прожить интересную жизнь.
Мне хочется приносить людям радость.
Мы с Валентином идем с репетиции. Уже поздно, в
театре один за другим гаснут окна.
- Станцуют ли казачки Лебединое озеро?
улыбается Валя. Ты видела, как готовятся артисты к выступлению. Такой
огромный труд не проходит даром, когда-нибудь и у нас появится своя Майя
Плисецкая.
|