Построение уроков математики на деятельностной основе,  как средство формирования социально-адаптированной личности.

Из опыта работы учителя математики МОУ СОШ№1

Берсеневой Анны Владимировны -

участника районного конкурса Учитель года 2009

  Основной целью своей педагогической   деятельности считаю создание условий для развития у  учащихся качеств личности, необходимых для полноценной жизни в современном обществе:

 инициативность, предприимчивость, коммуникабельность.

Для достижения цели решаю следующие задачи:  

-развитие  способности и умений самостоятельной познавательной деятельности;

- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения  в практической деятельности;

-подготовка к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности;

- формирование опыта разнообразной деятельности (индивидуальной, коллективной). 

Актуальность проблемы

Жизнь не стоит на месте, общество постоянно развивается. Сегодня не нужны пассивные граждане, не умеющие думать, самостоятельно принимать решения, а главное не готовые осознанно отвечать за принятые решения. Поэтому обучение в школе не должно давать знания ради самих знаний, ведь еще К.Венцель говорил, что: задача истинного педагога состоит в помощи молодой душе свободно созреть и родиться для свободной самостоятельной жизни. Знания и навыки должны помогать жить человеку.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года говорится о том, что ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору.

Динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда требует формирования современного мышления у молодого поколения.

Достижение необходимого развивающего эффекта обучения математики возможно на базе реализации деятельностного подхода, способствующего интенсификации учебного процесса. Этот подход предполагает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности по приобретению математических знаний, способам рассуждений, применяемых в математике; создание педагогических ситуаций, стимулирующих самостоятельные открытия учащимися математических фактов, их доказательств, решений задач.

 Реализация деятельностного подхода на уроках математики позволяет разрешить  противоречия:

- между объемом предметных образовательных задач и требованиями развивающего характера к подготовке выпускников школ,

-между необходимостью повышения уровня образования для адаптации выпускников в современном мире и низким уровнем познавательной мотивации у большинства современных выпускников,

- между доминированием процесса преподавания  над процессом учения и необходимостью развития у учащихся познавательных, коммуникативных, организационных, управленческих способностей.

Урок,  построенный по схеме опрос - объяснение - закрепление ориентирует учащихся на усвоение знаний и не гарантирует их развитие, не ориентирует на самостоятельную познавательную деятельность

 Степень новизны в моем опыте.

Использование информационных технологий, интерактивного оборудования. Это и использование ИКТ для организации фронтального опроса, объяснения и закрепления нового материала, промежуточного и итогового контроля, подготовка простейших дидактических материалов, в том числе для решения задач по готовым чертежам на уроках геометрии, что ведет к значительной экономии времени.

Работа носит системный характер, т.е. имеет продолжение во внеклассной деятельности:

это и проектная деятельность учащихся, предметные дни и  недели  в рамках, которых проводятся  математические викторины, КВНы, школьные математические олимпиады. Уже несколько лет подряд учащиеся принимают участие в международном конкурсе-игре Кенгуру, в районном конкурсе математический бой.

 Теоретические идеи

О приоритете развития личности ребенка в процессе обучения, формирования у него деятельностных способностей писали: Эльконин, Давыдов, Занков и другие. Еще Белинский писал: Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее освоению. Таким образом ,исторический опыт развития педагогики  показывает что реализация современных целей образования возможна только в деятельности самого ребенка.

При выборе  средств достижения, поставленных мной целей и задач, я опиралась на теоретические идеи, изложенные  О.Г.Тринитатской  в книге Урок: традиции, инновации  (г.Ростов-на-Дону:Изд-во РО ИПК и ПРО. 2000.-90 с. ) а так же идеи изложенные в статье А.А.Столяр Роль математики в гуманизации образования.

 В работе над проблемой я выделяю следующие факторы успешности

Стимулирование мотивации учения.

  Создание условий для осмысления предстоящего изучения учебного материала как личностно-значимого для ученика;

  Создание условий сотрудничества, обеспечивающего поддержку каждому ученику и его личную ответственность за результат работы;

  Рефлексия личностных достижений как условия принятия собственного решения о самосовершенствовании.

 Технология описания факторов.

Построение учебного процесса на деятельностной основе предполагает следующие этапы:

1 Мотивация познавательной деятельности.  Я осуществляю  ее на своих уроках через:

а) создание проблемной ситуации- т. е. ситуации затруднения или противоречия, возникающего в процессе выполнения  определенной задачи, для решения которой требуются не только, имеющиеся знания, но и новые.  

Так, например, на уроке геометрии в 7 классе при изучении темы   Сумма углов треугольника учащимся в начале урока предлагается задача:  Купаясь летом на Дону вы, наверное, замечали бакены, которые указывают фарватер судам, идущим по реке. Подумайте, как находясь на берегу вычислить расстояние от берега до бакена? Возникает проблемная ситуация. Не хватает имеющихся геометрических знаний. Для решения этой задачи необходимо знать теорему о сумме углов треугольника.

 Целеполагание ( перекладывание общей цели на конкретные задания.)

Совместно с учениками формулируем цель и задачи урока.

Цель - сформулировать и доказать теорему о сумме углов треугольника, уметь применять при решении задач.

Задачи:                       

  - повторить определение и свойства равнобедренного треугольника,

  -теоремы об углах, образованных  двумя параллельными прямыми и секущей,  

_ провести исследование для выяснения градусной меры суммы углов треугольника,

   -сформулировать и доказать теорему о сумме углов треугольника, уметь применять к решению задач.

Для решения поставленных задач используем приемы учебной деятельности такие как: исследование, наблюдение, обобщение,  все приемы работы над теоремой, частный прием нахождения угла треугольника, если известны два других  его угла.

 Изучение нового.

Изучение нового материала идет с опорой на ранее изученный материал-

учащимся предлагается вспомнить, что им известно о равнобедренном треугольнике, его свойствах? Теоремы об углах, образованных  двумя параллельными прямыми и секущей.

 На данном этапе  учащимся предлагается в ходе мини исследования выяснить чему равна сумма углов треугольника - класс делится на четыре группы,  первой группе предлагается  начертить произвольный треугольник, второй группе равнобедренный, третьей прямоугольный треугольники  с помощью транспортира измерить углы треугольника и найти их сумму.

 Проблемность усиливается вопросами: зависит ли сумма внутренних углов треугольника от его размеров, положения на плоскости, формы?   Учащиеся делают измерения и заносят результаты в таблицу на доске. После размышления учащиеся выдвигают гипотезы одна из, которых: Сумма всех углов треугольника равна 180.

Проверка гипотезы - Учащимся четвертой группы, получившим бумажные модели различных треугольников предлагается отрезать по два угла треугольника, а затем совместить стороны отрезанных углов с внешней стороны треугольника со сторонами не отрезанного угла таким образом, чтобы их вершины совместились. Один из учеников закрепляет свою модель на доске с помощью магнитов. Ученики замечают, что все три угла образуют вместе развернутый угол и делают вывод, что сумма углов треугольника равна 180.

Затем учащимся предлагается сравнить свое утверждение с формулировкой теоремы в параграфе учебника, после чего ознакомиться с доказательством этой теоремы в учебнике и попробовать составить план доказательства этой теоремы. По желанию один из учеников у доски доказывает данную теорему.

Следующий этап урока - формирование умения применять полученные знания для решения конкретных задач. Основным методом работы на данном этапе формирования умения является эвристическая беседа.

Учащимся предлагается вернуться к решению предложенной в начале урока задачи и перевести сюжет задачи на математический язык.

Учащиеся - Обозначим местоположения бакена точкой М и рассмотрим треугольник АВМ.

                                                                                                       М

 

 

                                                  В                                                       А

   - Какой треугольник нужно рассматривать, чтобы решение задачи  было оптимальным?

 Ответ  -   прямоугольный.

-Если угол между направлениями АМ и АВ выбран 90 , то, сколько остается градусов на два других угла? Ответ 90  (по теореме о сумме углов треугольника)

 -Может ли быть измерено расстояние между точками А и В?  Ответ - да.

 -Каким должен быть треугольник АВМ, чтобы расстояние АВ = АМ ? Ответ - равнобедренным.

 -При каком условии треугольник АВМ будет прямоугольным и равнобедренным? Ответ - если

 угол АВМ будет равен углу ВМА и оба они будут равны 45.

И так, выбрав на берегу точку В, таким образом,  что угол между направлениями ВА и ВМ составляет 45 , а точку А так что угол ВАМ будет прямой, мы получим прямоугольный, равнобедренный треугольник. Поэтому достаточно измерить расстояние АВ чтобы узнать расстояние АМ т.е. расстояние от берега до бакена.

Таким образом мы вышли на результат, решили проблему.

Историческая справка.

Задачу аналогичную этой еще в четвертом веке до нашей эры египтяне предложили решить греку по имени Фалес, который на месте решил познакомиться с наукой Египта.  Вдалеке от берега на якоре стоял корабль. Египтяне предложили Фалесу вычислить расстояние от берега до корабля (не заходя в море). Фалес решил эту задачу. До нас не дошли сведения, каким именно способом Фалес решил эту задачу. Ученикам сообщается, что эту задачу можно решить и другим способом, но его мы будем рассматривать после изучения темы Подобные треугольники в 8 классе.

 Урок завершается рефлексией.

Рефлексию провожу и на эмоциональном уровне ( понравилось, не понравилось; было хорошо, плохо и почему?).

 и на смысловом уровне:

Что нового узнали на уроке?

Что использовали для открытия нового знания?

Какие трудности встретили?

Что помогло справиться с затруднениями?

Проанализируйте свою работу на уроке.

-Результаты моей работы я оцениваю: а) высоко, б) средне, в) низко.

-На уроке я: а) выдвигал гипотезы и доказывал их, б) выдвинул гипотезу и попытался ее       доказать, в) не выдвинул ни одной гипотезы.

-Я а) ответил на поставленный проблемный вопрос, б) частично ответил, в) не смог ответить. Происходит осознание учащимися необходимости и значимости изученного, эмоциональная и смысловая оценка урока.

Важно зафиксировать неразрешенные затруднения как направления  будущей учебной деятельности.

 Результативность опыта

Планирование уроков математики на деятельностной основе дает возможность

-добиваться высоких и устойчивых результатов обучения: все мои ученики успешно осваивают программный материал,    45    % учатся на 4 и 5, четверо выпускников  окончили школу с золотыми и серебряными медалями;

-позволяет повысить качество  подготовки выпускников к ЕГЭ: подавляющее большинство выпускников подтверждают итоговые оценки на ЕГЭ;

- мои ученики успешно участвуют в школьных предметных олимпиадах, ежегодно принимают участие в международной математической игре Кенгуру, по результатам участия в которой трое учеников заняли призовые места в нашем районе; У учеников формируются навыки

выстраивать отношения сотрудничества: умение работать в команде, согласовывать совместную деятельность, умение самостоятельно организовывать учебную деятельность, оценивать свою деятельность, организовывать и осуществлять проектную деятельность. В прошлом учебном году  группа учащихся 7,8 классов в рамках школьной научно -практической конференции представили исследовательский межпредметный проект Экология в числах, который получил  высокую оценку;

 Формируются навыки решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности, мои выпускники успешно адаптируются в современном мире : получают профессии, востребованные в нашем городе и районе, занимаются предпринимательской деятельностью

 

 

Используются технологии uCoz