Об итогах реализации инновационного образовательного проекта «Модель коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения адаптивного типа»
Работа по созданию коррекционно-развивающей среды осуществлялась в рамках реализации инновационного образовательного проекта «Модель
коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения адаптивного типа» (приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №1563 от 06.06.2008г). Научный руководитель-Баранова Марина Леонидовна, доктор педагогических наук ЮФУ.
Объектом исследования является интегрированное обучение детей с нарушениями интеллектуального развития.
В настоящее время в школе обучается 661 ученик, из них 85 обучаются в специальных коррекционных классах. Функционирует 6 специальных коррекционных классов VII вида, 1 класс для детей с умеренной умственной отсталостью «Особый ребенок». На дому обучаются по программам VIII вида 6 детей, по программам VII вида 2 детей. В условиях полной интеграции обучаются 22 учащихся по программам VII вида.
С 2010-2011 уч.г в начальных классах внедряются ФГОС. В 2011-2012 уч.г. один 1-й класс занимается по программе специального коррекционного класса для детей с нарушениями психического развития. Впервые класс, обучающийся по ФГОС второго поколения, открыт для данной категории детей. Это связано с тем, что по итогам психолого-медико-педагогического обследования выделилась значительная группа детей с нарушениями психического развития. Это соотносится и с реализуемым в школе инновационным проектом - «Модель коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения адаптивно типа». В настоящее время нет примерных программ для специальных коррекционных классов, реализующих ФГОС второго поколения. Для организации работы 1 класса, реализующего ФГОС на основе программ специального коррекционного класса VII вида, потребовало значительной работы: разработана программа коррекционной (как часть основной образовательной программы начальной школы), было соотнесено содержание программ СКК VII вида, примерных программ на основе стандартов второго поколения и были разработаны рабочие программы для 1-го коррекционного класса, в которых запланирована коррекционно-развивающая работа.
Особое место в эксперименте занимает работа с детьми, имеющими умеренную умственную отсталость и обучающимися в классе «Особый ребенок». Учитель класса Луговик Светлана Валентиновна.
Класс для детей с умеренной умственной отсталостью «Особый ребенок» в школе 5-й год. Обучение в классе по сути интегрированное: 1 ребенок обучается по программе 6 класса, 3 по программе 2 класса, 3 по программе подготовительного класса. Дети имеют разный уровень развития, разный темп обучения.
Деятельность специального коррекционного класса «Особый ребенок», реализация программ коррекционного обучения регламентируется нормативными документами локальными актами), которые были разработаны творческой группой школы: учебные планы на основе интеграции предметов, рабочие программы, карты развития, Положением о специальном коррекционном классе для детей с умеренной умственной отсталостью, Положением о ПМПк, Положение об организации интегрированного обучения детей, Положением о мониторинге уровня развития воспитанников, Должностной инструкцией учителя класса интегрированного обучения, Должностной инструкцией классного руководителя класса интегрированного обучения Программой развития школы и др.
Всем детям данной категории осуществляется коррекционно-развивающая помощь. Цель которой- создание условий для индивидуального развития, социальной адаптации, интеграции в единое образовательное пространство школы.
Направления коррекционно-развивающей помощи:
- диагностическая (выявление особенностей развития детей, выявление реабилитационного потенциала, мониторинг развития);
-образовательная (освоение образовательных программ в соответствии с уровнем познавательных возможностей, воспитание социально-значимых , коммуникативных качеств личности;
- коррекционная (коррекция имеющихся нарушений развития).
Используются такие формы организации коррекционно-развивающей помощи:
-индивидуальные и групповые занятия;
- специальные коррекционные уроки;
-индивидуальный подход к ребенку на уроке;
-индивидуальные и групповые диагностические занятия;
Структура коррекционно-развивающей помощи:
ПМПк
Психолого-педагогическая служба
Коррекционно-педагогическая служба
Логопедическая служба
Социально-педагогическая служба
ПМПк выступает как форма взаимодействия специалистов ОУ, объединяющихся для психолого-медико- педагогического взаимодействия.
В состав ПМПк входит администрация, учителя СКК, психолог, логопед, медик, социальный педагог.
В своей работе ПМПк решает следующие задачи:
-выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии;
-выявление резервных возможностей детей;
-определение характера специальной коррекционной помощи;
-подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику развития.
Особенности работы ПМПк с детьми , обучающимися по программе СКОУ VII вида, СКОУ VIII вида.
Зачисление в школу по программе СКОУ VII вида, СКОУ VIII вида.осуществляется в соответствии с рекомендациями районной ПМПк , оформленными соответствующими протоколами, по заявлению родителей, оформляется приказом директора школы. С родителями обучающегося оформляется договор.
Все задействованные специалисты составляют программы: учителя, логопед, психолог. На детей ,обучающихся на индивидуальном обучении на дому , составляются индивидуальные образовательные программы.
На каждого ребенка ведется индивидуальная карта учащегося специального коррекционного класса. Ее составляющие-индивидуальная карта психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку, которая разрабатывается на учебный год специалистами, лист личных достижений, в котором фиксируются результаты продвижения учащихся в учебной деятельности, в области социальной адаптации.
Психолого-педагогическая диагностика проводится систематически.В начале учебного года- стартовая диагностика, исходя из нее специалисты определяют круг задач , которые необходимо будет решать в течение года, составляется индивидуальная программа .Все это отмечается в индивидуальной карте. Намечаются направления работы, технологический инструментарий, прогнозируется результат. С программой знакомятся родители, им также выдаются рекомендации.
В течение учебного года проводится текущая диагностика, результаты которой, степень продвижения ученика обсуждаются на заседаниях школьногоПМПк.
В случае необходимости, при возникающих проблемах, мы можем направить ребенка на консультацию на районную ПМПк, с которой мы сотрудничаем, у нас заключен договор. Если возникает необходимость в квалифицированной медицинской консультации, обращаемся к районному детскому психиатру.
В конце учебного года проводится итоговая диагностика. В карте отмечается фактический результат.Таким образом планируется, осуществляется индивидуальная работа.
Лист личных достижений предполагает мониторинг не только учебных достижений ребенка, что очень важно – это мониторинг в сфере социальной адаптации у учащихся класса «Особый ребенок».
Работа проводится по индивидуальным программам, на основе комплексной диагностики. В работе должна быть задействована вся команда: педагоги, специалисты, родители.
Учителем-логопедом Жегловой Н.Е. разработана программа скоординированной коррекционно-развивающей помощи, которая успешно реализовывалась в ходе эксперимента, объединяя усилия всех специалистов.
Комплектование специальных коррекционных классов, отбор детей проводится в соответствии с рекомендациями районной ПМПК.
Психолого-педагогичесие условия интегрированного обучения детей в классе «Особый ребенок»:
- педкадры
-программно-методическое обеспечение
-создание коррекционно-развивающей среды
-включение учащихся с ограниченными возможностями в единое образовательное пространство.
В работе с данной категорией детей задействованы и специальные кадры: педагог-психолог ( по штату ), учитель-логопед, социальный педагог, школьный врач, фельдшер.
Методическое сопровождение интегрированного обучения осуществляет
методическая служба школы, которая тесно взаимодействует с ЦД иК Аксайского района ( директор Панасенко Лариса Алексеевна), районным методическим кабинетом, ИПК и ПРО, СКОУ в г. Ростова № 42, Грушевской школой Аксайского района.
Совместно со специалистами ЦД и К Аксайского района мы проводятся семинары, анализ рабочих программ, мониторинг динамики развития учащихся.
Создавая коррекционно-развивающую среду, развивается как макроструктура, так и микроструктура. Уделяется большое внимание совершенствованию учебно-материальной базы в соответствии с реализуемым проектом. В настоящее время в школе оборудованы кабинет психолога, комната психологической разгрузки, кабинет логопеда, специально оборудованные классные комнаты для коррекционных классов, медкабинет. Для оборудования использовались средства гранта, полученного по результатам участия школы в конкурсе лучших школ РФ в рамках ПНПО, средства спонсоров, районного центра диагностики и консультирования.
Очень важно наличие специального коррекционного оборудования, часть оборудования приобретено в фирме «Добрый мир - юг».
Важнейшим условиям считаем применение здоровьесберегающих технологий, особенно в классе для детей с умеренной умственной отсталостью, где обучение индивидуальное, занятия интегрированные.
Что касается взаимодействия специальных коррекционных классов с другими учениками. Эти дети наряду с другими принимают активное участие в жизни школы: участвуют в праздниках, акциях. проводятся совместные мероприятия и праздники, выставки поделок детей класса «Особый ребенок».
В школе разработаны критерии эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы. Сравнительный анализ результатов психолого-педагогической диагностики свидетельствует о положительной динамике развития учащихся СКК и социальной адаптации учащихся класса «Особый ребенок».
Ежегодно по результатам экспериментальной деятельности в МО Ростовской области представлялся отчет с промежуточными результатами.
Результаты инновационной деятельности по созданию в школе коррекционно - развивающей среды , позволяющей включить в образовательный процесс детей с разным уровнем познавательных возможностей, представлялись на районных педагогических мероприятиях, методобъединениях учителей, сборнике инновационного опыта педагогов Аксайского района, представлены в передаче «Вести» Дон ТР, были публикации в Аксайской районной газете «Победа», «Российской газете» и получили одобрение специалистов Министерства образования Бельгии, которые познакомились с нашим опытом в 2007 г., 2009г.
.